Автор десятков книг, миссионер и проповедник, он служил в воюющей Чечне, спорил в прямом эфире с кришнаитами и иеговистами, обратил в православие членов «Аум синрикё». Его пытались похитить сектанты, а ещё раньше, до принятия сана, у него увели невесту грекокатолики.
Проверка на чеченской дороге
Отец Олег — человек заметный, ростом под два метра. Двигается мало, всё больше сидит за книгами или стоит в алтаре. Отсюда внушительность фигуры. В декабре 1999-го в Чечне это пригодилось.
Около леса их автомобиль остановили бородатые боевики. Один из них узнал священника: «Он в Грозном крупу и сгущёнку раздаёт всем подряд, бесплатно». Старший разрешил ехать, но тут заглох мотор. Чеченцы позвали механика. Это был настоящий негр с пулемётом. Пулемёт он положил на землю и начал копаться в моторе. В этот момент отец Олег решил выяснить, по какому праву боевики держат в плену трёх православных священников. Он подошёл к группе людей с автоматами и задал свой вопрос. Старший ответил, что эти пленные — переодетые спецназовцы. Отец Олег удивился: «А как вы определяете, кто священник, а кто нет? Может, и я, по-вашему, из спецназа?» — «Нет, те спортивные, сразу видно. А ты — настоящий русский поп: большой, толстый и ничего не боишься!»
К счастью, тут мотор завёлся.
Как его пытались похитить
В начале 1990-х отец Олег предложил открытый диспут лидеру японской секты «Аум синрикё» Асахаре (спустя пару лет её члены пустили газ в токийское метро и убили десятки людей). Тогда эта секта имела в Москве недвижимость, сотни сторонников, собирала полные стадионы. На диспут Асахара назначил своего представителя, опытного спорщика. После диспута 25 русских аумовцев пришли к отцу Олегу в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. Сбитым с толку людям помогли вернуться в Церковь.
— Аумовцы на меня здорово разозлились, — рассказывает батюшка. — Иду я из храма на Большой Ордынке, и вдруг вплотную подъезжает «Вольво». Открывается дверца — и двое крепких парней восточной внешности начинают силком втягивать меня в салон. Но я с моими габаритами никак не поддаюсь — застрял! И вдруг неподалёку — милицейский наряд. Мне даже не пришлось звать на помощь: японцы как увидели, сами вытолкнули меня наружу и уехали.
Обычный человек побежал бы в милицию. Не таков отец Олег. Он сам пришёл в центр «Аум синрикё». Японцы были поражены. «Вчера ваши ребята меня в гости затягивали, — объяснил батюшка. — Вот я и решил приехать. Может, какие вопросы есть?» Быстро поговорив по-своему, аумовцы ответили: «Это не мы! Это Сакагая!» — «Какая Сакагая?» — «Это плохая секта! Они хотели вас похитить, убить и всё свалить на нас!» — «Представьте ситуацию, — предложил отец Олег. — В Токио русские старообрядцы ведут разборки с православными и берут в заложники монаха-синтоиста. Как к этому отнесётся японская общественность?» — «Очень плохо», — признали японцы.
Вскоре секту Асахары в России вообще запретили.
«Менять веру я отказался»
Живёт отец Олег там же, где служит, — в соседнем корпусе бывшего Московского электромеханического завода в Колодезном переулке. До 1920-х годов здесь был приют имени доктора Гааза, рядом — работный дом, а в центре возвышался храм. Потом церковь обезглавили, устроили в ней горячий цех, приют закрыли. Ныне храм с трудом возрождается. У отца Олега в жилом корпусе небольшая комната, от пола до потолка заполненная книгами. Семьи нет, он принял обет безбрачия.
— В молодости у меня была невеста с Западной Украины, мы любили друг друга, — рассказывает батюшка. — Но началась перестройка, в СССР легализовали Украинскую грекокатолическую церковь (обряд как у православных, но подчиняются папе римскому), и после этого три епархии — Ивано-Франковская, Львовская и Гомельская — ушли из Московского патриархата. Родители невесты мне сказали: «Хочешь стать нашим зятем — переходи в нашу веру». Менять веру я отказался. И невеста не могла пойти против воли семьи.
Для желающих помочь храму, где служит о. Олег: реквизиты на сайте www.podvorie-sokolniki.ru
По понедельникам в 19.00 о. Олег проводит беседы в храме Св. Николая в Котельниках (м. «Таганская»). Тел. (495) 915-0506