Усложнение заданий в ЕГЭ по биологии, химии и физике ждет в начинающемся учебном году одиннадцатиклассников. В девятом классе ожидается другое новшество: появление дополнительной – устной части в итоговом экзамене по русскому языку. В пятых классах вводится второй иностранный язык. Историю в 5-11 классах планируется изучать по только что написанным учебникам, которые еще не поступили в школы.
Устный ответ прослушают в записи
Следующей весной в ГИА по русскому языку должен появиться новый раздел — устная речь. Апробация устной части ожидается и в 11 классе. Сдав бланки с письменным заданием, ученик будет направляться не к выходу, а либо к столу, где сидят экзаменаторы, либо в кабинку вроде лингафонной.
— Как именно будет организована устная часть экзамена, окончательно еще не определено, — сообщили в Федеральном институте педагогических измерений, где идет разработка устной части экзамена.
В принципе может быть два варианта: беседа с экзаменационной комиссией или аудиозапись ответа на какой-либо вопрос, которую потом прослушают экзаменаторы – так, как сейчас в разделе «Говорение» на экзамене по иностранному языку.
— То, что устная часть в ЕГЭ и ГИА рано или поздно появится, было ясно, как только экзамен приобрел форму теста, — рассказал «Восточному округу» учитель русского языка и литературы гимназии №1504 в Новогирееве, финалист городского профессионального конкурса «Учитель года Москвы» Анна Лапина. – Для некоторых сдать «говорение» по русскому будет не очень легко: дети сегодня мало читают, общаются с помощью СМС, ссылок и картинок.
Хотя в программе этого нет, Анна Лапина дает задания, связанные с развитием речи, с пятого класса.
— К примеру, берем какой-либо небесспорный афоризм и обсуждаем его по определенному алгоритму. Затем ребенок строит высказывание по следующему плану: как он это понял, согласен с этим или нет, аргументы «за» и «против», примеры из литературы и истории. На все про все – три минуты.
«Угадайки» больше не будет
ЕГЭ по естественнонаучным предметам сохранят свой формат «по выбору». Однако тем, кто придет их сдавать, выбирать больше не придется.
— Задания, большинство из которых построены как вопрос и четыре ответа, из которых нужно выбрать правильный, переформулируют, — сообщила учитель химии из Вешняков Ирина Гордеева.
То есть вопросов типа «Ковалентная связь осуществляется в веществе, формула которого: P4, He, Na, KCl, нужное обвести» — больше не будет, здесь слишком легко угадать методом тыка. Их заменят заданиями по тем же темам, но такими, где нужно не гадать, а применить знания и умения — составить формулу, описать реакцию.
Второй иностранный – с пятого класса
Согласно новым стандартам, в средней школе – в 5-9 классах — в обязательном порядке должно начинаться изучение второго иностранного языка. Количество часов на второй язык и класс, в котором он вводится, каждая школа определяет самостоятельно. Но нагрузка на детей увеличиваться не должна, происходит перераспределение часов в рамках школьного и регионального компонентов.
— Мы проводили опросы среди родителей, какой язык предпочтительнее в качестве второго иностранного, большинство высказываются за немецкий и французский, некоторые – за испанский и китайский, а часть сказала, что еще один язык их детям не нужен, — рассказала руководитель кафедры иностранных языков гимназии № 1118 в Восточном Измайлове Екатерина Смирнова.
Второй иностранный с пятого класса введен здесь давно, но – в соответствии с пожеланиями родителей. В школе гибкий учебный план, классы делятся на группы – часть идет на французский, часть на немецкий, часть, к примеру, на углубленную математику.
— Дополнительный язык — это два часа в неделю с 5 по 11 класс, ребята сдают по нему и ЕГЭ. А в прошлом учебном году наша десятиклассница Камилла Юсипова стала победителем городской олимпиады по французскому языку – он для нее второй иностранный, — добавляет Екатерина Смирнова.
Что касается первого иностранного, объявлен срок, когда ЕГЭ по нему станет обязательным — 2020-й.
Исторические изменения
Накануне учебного года новый министр образования Ольга Васильева сообщила о том, что в течение сентября в школы централизовано должны поступить обновленные учебники истории — написанные в соответствии с измененной концепцией исторического образования. Это три серии книг с 5 по 11 класс, выпущенные тремя разными издательствами.
В новой концепции много интересного. Так, сложные исторические вопросы — допускающие неоднозначную оценку, точнее, требующие многозначной, вынесены в отдельный перечень, в учебнике о них не говорится. Среди них – роль варягов в образовании Древнерусского государства, Иван Грозный и его реформы, присоединение Украины к России, цена победы в Великой Отечественной войне, Сталин и причины репрессий, реформы Хрущева, Брежнева и диссидентское движение. Предполагается, что эти вопросы будут рассматриваться в рамках специальных проектов с привлечением материалов, которые дети и учитель могут подобрать самостоятельно.
— Пока эти учебники в школу не пришли, и мы начинаем работать по тем учебникам, которые поступили в школу ранее, их никто не отменял, — говорит заслуженный учитель города Москвы, преподаватель истории школы № 1352 в Гольянове Светлана Белодуб. — В программе по истории и в стандартах никаких изменений тоже нет. В пятом классе начнем с древнейших людей и источников по истории Древнего мира, в шестом классе – с Франкского государства, все в штатном режиме.