Всегда начеку
Центральный пункт пожарной связи Восточного округа (ЦППС) расположен в пожарной части №15 на Семёновском валу. Мы проходим через гараж мимо готовых к вызову пожарных машин, поднимаемся на третий этаж. Сегодня на ЦППС дежурит Евгения Шебанова. На стене — карты нашего округа с зонами ответственности пожарных частей. На рабочем столе многоканальный телефон, компьютер и несколько раций: по одной диспетчер связывается с окружными силами МЧС, другая настроена на городской канал.
Сутки в оперативном режиме
На сборы у пожарных — всего минута и максимум 10 минут — чтобы приехать на место. Как у них так быстро получается? Диспетчер тут играет не последнюю роль.
Например, в подъезде плотное задымление. Жильцы звонят в службу «01» (оперативный пункт находится в ЦАО). Специальная программа автоматически определяет ближайшую пожарную часть. Пожарные выехали, в этот момент с городского канала и через программу о происшествии оповещают диспетчера ЦППС. По радиосвязи он получает и записывает всю информацию о пожаре: время выезда, все задержки в пути, как идут разведка боевое развёртывание. Диспетчер оперативно выясняет, направлена ли на место происшествия скорая, нужны ли спасатели или коммунальные службы. В это же время диспетчер созванивается с заявителем, чтобы уточнить информацию и дать инструкции по правилам безопасности при пожаре.
— О чём вы разговариваете с людьми?
— Первое, что надо выяснить — точно ли человек понимает, где находится. Был у нас случай: человек вызвал пожарных на улицу Парковую, те приехали, но признаков пожара не обнаружили. Оказалось, что гражданин случайно дозвонился в московскую пожарную охрану из соседних Мытищ, там есть такая же улица.
— Хорошо, если есть дом и улица и человек уверен, что он в Москве. А если нет таких ориентиров?
— Бывает сложно сориентироваться на транспортных магистралях. Например, машина загорелась прямо на улице. В этом случае главный помощник — навигатор. Если его нет, то можно сориентироваться по табличке на ближайшем доме, а или найти самый заметный ориентир: торговый центр, дорожный указатель.
Вечерняя уборка — к ночной работе
Когда работы по тушению пожара завершены, диспетчер фиксирует информацию о спасенных, погибших и пострадавших и контролирует возвращение расчёта в часть и его готовность к следующему вызову.
— Много ли заявок диспетчер ведёт в течение суток?
— Наш округ довольно большой: здесь расположены 11 пожарных частей, плюс пожарно-спасательный отряд 211 и аварийно-спасательный отряд №5. Бывают дни, когда в округе спокойно, но за смену стабильно мы обрабатывает от 20 до 30 вызовов. А бывают и нагруженные смены. Например, в новогоднюю ночь было 43 вызова по разным поводам.
— У всех оперативных служб есть свои приметы и суеверия. А в какие знаки верят диспетчеры?
— Как и у пожарных считается, что хорошо начищенная обувь — к большому происшествию, ещё не желательно приходить на службу во всём новом, какая-то вещь обязательно должна быть уже ношена. А из чисто диспетчерских суеверий — не убирать рабочее место вечером — тогда ночью будет много работы. Лучше заняться уборкой с утра, под конец смены.