Салтыковский лес юридически находится в области. Но так как он вплотную примыкает к Москве, то давно стал излюбленным местом для прогулок жителей Новокосино, Кожухово и других близлежащих районов округа. Корреспондент «ВО» сходил в рейд вместе с лесничим Виктором Коханским и посмотрел, что происходит в лесу в выходной день.
В лесу установка контейнеров не положена
Сам по себе лес невелик – чуть более 1000 гектаров. Чтобы лучше представить, это площадь примерно 1×1 километр. Но это полноценный лесной массив – смешанный лес, богатый животный мир, многие представители которого занесены в Красную книгу. Тут можно встретить неясыть, иволгу, черного дятла, ястреба, куницу и, разумеется, вездесущую белку. Правда, для этого надо забраться поглубже в чащу. А жители предпочитают отдыхать все-таки по окраинам леса. Как следствие, почти везде «следы белого человека» – груды мусора, преимущественно упаковка от разных продуктов и бутылки из-под спиртного.
– В пикниковых местах мы просто не справляемся с уборкой, – рассказывает Виктор Коханский. – Плановая очистка леса проводится три раза в год. А что в остальное время тут относительно чисто – так это на 99 процентов заслуга волонтеров.
Ольга Милевская из Новокосина с утра вместе с сыном убирает лес. Говорит, уже вынесли почти 20 мешков мусора. Такие акции она проводит вместе со своими знакомыми регулярно.
– Хочется, чтобы в лесу было приятно гулять, чтобы и наши дети не спотыкались о мусорные кучи, – поясняет она.
Коханский только руками разводит: мол, идут в лес с тяжеленными сумками, с продуктами, с пивом, а уйти из леса с легкими сумками (ведь, действительно, пустые пластиковые бутылки и одноразовая посуда почти ничего не весят) и дойти до ближайшего мусорного контейнера – лень. Начнешь стыдить – оправдываются, что нет контейнеров в лесу. Вот поставили бы…
– Контейнеры тут не положены по регламенту, – объясняет лесничий. – Салтыковский – это лес, а не лесопарк.
«Оружие» лесничего – лекция
Несколько площадок для отдыха – навесы, столы, скамейки – расположены вдоль Салтыковской улицы. Тут можно поставить мангал, пожарить шашлык: площадки окружены противопожарной канавкой. Но желающих много, а площадок мало. Кроме того, людям хочется хоть какого-то уединения, а сидеть рядом с зачастую весьма шумными, а то и сквернословящими компаниями попросту неприятно. Вот и тянутся они по тропинкам вглубь леса. Хотя все прекрасно знают, что использование в зелёных зонах открытого огня вне специальных мест запрещено.
Поляна, горит мангал, супружеская пара отдыхает. Виктор Коханский подходит, представляется по форме и читает лекцию о правилах поведения в лесу.
– А что я еще могу сделать? – разводит он руками. – Права штрафовать у меня нет. Составить протокол? Для этого мне нужен паспорт нарушителя, а он его «дома забыл».
Так что лекция – единственное «оружие» сотрудников лесоохраны сегодня. Да и штраф, если рядом с лесником будет полицейский, окажется невелик. Возможно, хорошим выходом стало бы существенное ужесточение природоохранного законодательства.
Шашлык не успеет остыть
К счастью, мусор и мангалы – практически единственные нарушения, которые допускают отдыхающие. Какого-то браконьерства, порубок, заездов в лес на транспорте, вандализма не отмечается. Да и противопожарные правила поведения многие соблюдают: сидят на полянках, закусывают без огня.
– Чисто по-человечески мне понятно желание горожанина, не имеющего дачи, выбраться на природу, полакомиться пищей с огня, – говорит Виктор Коханский. – И ведь есть же очевидный выход! Приготовь ты шашлык на отведенной площадке и отойди с ним на 200–300 метров в лес. Мясо и остыть не успеет. А угрозы лесу нет.
А чтобы лес не погряз в мусоре, чтобы не валялись повсеместно упавшие деревья, которые в прогулочных зонах положено убирать, Виктор Владимирович предлагает следующее. Прежде всего, вернуть старое штатное расписание, когда на одного лесника приходилось 200 гектаров. Тогда бы лесник на своём участке находился постоянно, и каждую березку знал бы в лицо. Второе – вернуть работникам лесного хозяйства возможность самостоятельно заниматься вырубкой и вывозом мусора. Сегодня этим занимаются подрядные организации, и от написания заявки до исполнения работ проходят месяцы.