Летом 1941 года в 434-й школе по адресу: ул. Щербаковская, 36,6 тысяч рабочих окрестных заводов, служащих, студентов, жителей восточных окраин Москвы записались в ополчение. Через два месяца 2-ю стрелковую дивизию народного ополчения Сталинского района бросили в бой под Вязьму. Фашисты рвались к Москве, и на пути у моторизованных и хорошо обученных немецких частей оказались не бойцы регулярной армии, а ополченцы. Дивизию, оказавшуюся в огромной мясорубке, практически раздавили. В живых остались единицы.
Сегодня неподалёку от этой школы работает другой штаб. Дети и внуки тех, кто погиб в 1941-м, пытаются найти могилы родных, собирают письма и фотографии, хотят написать книгу, поставить памятники. Это оказалось для них важным.
Как всё начиналось
В 1960-70-е годы историей дивизии занимались в основном сами участники Великой Отечественной, входившие в Совет ветеранов, председателем которого была Ирина Трифоновна Филатова, бывший санинструктор 2-й дивизии. Ей удалось добиться, чтобы в селе Богородицком под Вязьмой, где полегла в октябре 1941-го основная часть дивизии, поставили в 1993 году обелиск.
Ветеранам помогала Зоя Семёновна Евтеева, учитель русского языка, директор музея 2-й дивизии народного ополчения школы №434 (сейчас №1301), где размещался штаб формирования дивизии.
Когда появился сайт музея, туда стали обращаться родственники погибших. Анна Дрожжина, координатор организации, содействующей сохранению памяти воинов 2-й стрелковой дивизии, говорит, что и сама нашла сведения о деде через сайт. Потом сформировалась организация. Вот несколько историй о том, как поколения встречаются через десятилетия.
Внук служил там, где погиб дед
Владимир Викторович Злобин, внук ополченца Максима Сергеевича Злобина, секретаря парторганизации завода АТЭ-1, ничего не знал о судьбе деда, да и никто из родных не знал. Его мать увидела публикацию об организации в «ВО», позвонила. Здесь помогли, нашли информацию о месте гибели — под Вязьмой. И тут Злобин-внук вспомнил: он же в этих краях проходил срочную службу в 1970-х!
Дядя нашёлся в Австрии
У другого жителя Восточного округа, Виктора Тимофеевича Гаврилова, в ополчении служили два дяди — братья отца. Пропали без вести.
Он обратился к координаторам. Нашлись сведения о младшем дяде, Петре Гаврилове. Оказалось, в ополчении он служил в охранном взводе. В боях под Вязьмой был ранен, попал в плен. Умер в феврале 1944 года в плену, похоронен в Австрии.
Теперь Виктор Тимофеевич хлопочет об установлении на месте захоронения памятной таблички. Это непросто, но он не теряет надежды. Корит себя: если бы начал поиск несколько лет назад…
Часы доктора Шастина
В этом году частым гостем организации стал Андрей Мясников, научный сотрудник Музея Вооружённых сил, командир поискового отряда «Обелиск-Вязьма». Теперь он приходит сюда как на работу.
Просматривая недавно дневник военврача 3-го ранга из 23-й медроты Антонины Ивановны Рябининой (его передал в штаб её сын Владимир Куликов), он вдруг увидел там знакомую фамилию: Шастин, врач. В дневнике было написано: Шастин так уставал, оперируя раненых бойцов 2-й дивизии, что ему даже соорудили специальные подпорки, чтобы он не упал у операционного стола.
— И я вспомнил, что несколько лет назад нашёл карманные часы этого хирурга, — говорит Андрей. — Точнее, крышку от них с надписью: «Врачу Шастину за отличную работу в г. Ленинграде. 1940 г.».
Ищем всем миром
Организация работает уже два года. Это два года неустанного поиска — мониторинг интернет-ресурсов, поиск родственников, публикации в СМИ, выезды на места боёв. Уже удалось отыскать около 8 тысяч имён (в дивизию призывалось немало бойцов из Подмосковья) и более 300 фотографий. Координаторы очень благодарны властям округа, Измайловскому военкомату, оказывающим помощь в этой работе.
Координаторы организации содействия сохранению памяти бойцов 2-й дивизии народного ополчения: Дрожжина Анна Юрьевна — 8-916-145-6722; Муждабаева Людмила Егоровна — (495) 656-7943