Директор Московского института развития образования о результатах ЕГЭ и о том, как родители могут контролировать школы.
Антон Молев — директор Московского института развития образования. В 2007-2013 гг. вёл передачу «Знаем русский» и викторину «День города» на канале ТВЦ.Почётный работник общего образования РФ.
— Антон Ильич, закончились ЕГЭ. Самый обсуждаемый вопрос в связи с этим — результаты экзаменов. Институт развития образования проводил анализ ЕГЭ этого года?
— Глубинный анализ завершится чуть позже, но первичные срезы есть. Особенность ЕГЭ 2014 года в беспрецедентных мерах, принятых по ужесточению контроля. Это и услуги спецсвязи, по которым доставляли все документы на экзамен, и камеры наблюдения. С одной стороны, это мера очевидная после провала ЕГЭ 2013 года, когда экзамен превратился в его собственную профанацию. Обратный эффект — сумасшедшая тревожность учеников. Результаты этого года ниже, в том числе и потому, что степень стресса была невероятно высокой.
Мы проанализировали, кого в этом году изгнали с экзаменов за списывание. Далеко не все из них были двоечниками. Причина, почему они решились на списывание, — нервы.
Думаю, пора извлечь урок, который давно напрашивается. Со следующего года появится возможность многократной сдачи экзамена.
Московские учителя сыграли в принятии этого решения ключевую роль.
Кроме того, мы предлагаем создание открытого банка данных заданий, где среди множества вариантов будут те, которые встретятся на экзамене.
— Когда только вы пришли на пост директора Московского института развития образования, вы предложили провести анкетирование в школах, чтобы узнать основные потребности учащихся и их родителей. Проект реализован?
— Первая волна анкетирования завершена. В ней приняло участие около 40 школ: практически все образовательные учреждения районов Соколиная Гора, Преображенское, Метрогородок. Удалось выявить проблемные зоны. Например, больше всего нареканий было высказано в адрес школьного питания.
— Многие родители хотят реально участвовать в жизни школы, но не знают, с чего начать…
— Обращайтесь к нам! Наш телефон (499) 369-0193. Мы регулярно проводим семинары, на которых рассказываем об успешном опыте. Буквально на днях состоялась конференция школьных управляющих советов, где о своей работе объявило некоммерческое партнёрство. Оно создано, чтобы помогать школьным управляющим советам: оказывать профессиональную поддержку, юридическую консультацию и т.д.
Александр Сметанов — доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента МАМИ, заслуженный создатель космической техники.
— Александр Юрьевич, вы уже много лет успешно руководите ведущим оборонным предприятием ВПК. Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию в оборонке?
— Самое главное, что безнадёжно провальные времена для отрасли уже позади. Сейчас правительством поставлена задача к 2020 году увеличить до 70% долю поставок в войска новых образцов техники и вооружения, производимых на российских оборонных предприятиях. А это значит, что потребуется развернуть всю систему поддержки инновационных проектов на всех стадиях, начиная от идеи и до получения коммерческого результата. Государство впервые за долгие годы повернулось лицом к наукоёмким технологиям для выпуска современной конкурентоспособной продукции. Это то, над чем «Сапфир» как раз бился последние десять лет.
— А что ещё, на ваш взгляд, предстоит срочно поменять в оборонке для работы в новых режимах?
— В первую очередь нужно позаботиться о новых кадрах. К примеру, у нас сейчас трудится свыше 400 высококлассных специалистов в области микроэлектроники. Это «штучные» специалисты, которых мы ведём прямо со школьной скамьи. Да-да, ищем гениев и технарей непосредственно в школах. Приходим на занятия, приглашаем целые классы на экскурсии.
Мы приняли решение о создании на своей базе Молодёжного инновационного технического центра. Здесь дети на практике познакомятся с основами цифровой и аналоговой электроники; овладеют основами программирования для создания чертежей и 3D-моделей и смогут создать действующие модели роботов. Мы поможем ребятам определиться с выбором будущей специальности, научим работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.
Андрей Шибаев — член совета Перовского клуба инвалидов и ветеранов войны в Афганистане «Долг». Он в этой общественной организации с 1987 года. Сам Андрей вернулся из Афгана в 1986-м. Ему тогда был всего 21 год…
— Андрей Вячеславович, расскажите о клубе «Долг». Кому вы помогаете?
— Работа организации нацелена на помощь семьям погибших, инвалидам и ветеранам Афганистана. Мы охватываем районы Перово, Новогиреево, Вешняки, Новокосино, Косино-Ухтомский.
— Как именно приходится помогать?
— На сегодня это больше психологическая поддержка. А в 1990-е годы, конечно, приходилось брать на себя функции государства. Поддерживали людей материально, особенно семьи погибших наших товарищей. Помогали при необходимости и инвалидам, и просто ветеранам, кто нуждался. Мы выживали как могли: приходилось бизнесом заниматься, чтобы и себя прокормить, и людям помочь.
Сейчас другие времена, другие задачи. Время идёт, уже умерли многие родители погибших афганцев. Мы не можем допустить, чтобы могилы наших товарищей остались без присмотра. Вместе с префектурой следим за ними, приводим в порядок.
— Давно существует клуб «Долг»?
— С 1986 года. Это чуть ли не первая организация в Советском Союзе. Ну одна из первых точно. У нас с первых дней началась активная публичная работа. Мы проводили различные мероприятия, фестивали афганской песни. Ветераны, вернувшиеся с войны, испытывали потребность в понимании. А кто их мог лучше понять? Такие же, как они сами. Так мы поддерживали друг друга. Потом у нас родилась идея, которую удалось успешно реализовать — поставить памятник москвичам, погибшим в Афганистане. В 1992-м его открыли. Памятник построили на народные деньги, ни копейки бюджетных средств не потратили. А в 1993 году на улице 1-й Владимирской, 12, корп. 1, мы открыли Музей истории войны в Афганистане. На его постройку тоже были собраны собственные средства. На сегодня это наша база для проведения патриотического воспитания.
— К вам могут обращаться только афганцы?
— Мы никого не отталкиваем. К примеру, ветераны Чечни присоединяются. Есть и воины-интернационалисты, которые в советское время участвовали в боевых действиях в других странах — в Египте, Анголе и так далее…