После революции и гражданской войны кондитерские упаковки стали мощным инструментом пропаганды
Называется выставка «Кондитерский пиар или история XX века в фантиках». Её куратор, историк и сладкоежка Наталья Полонникова рассказала «ВО», какой след в истории оставили конфетные обертки.
Фантик с портретом героя
Фантики появились в середине XIX века и почти сразу превратились в площадку массовой рекламы. Все значимые вехи в жизни страны находили отражение в обёртках и коробочках.
Так, на выставке можно увидеть обёртки с портретами депутатов первой российской Думы и писателей от Толстого до Горького, памятниками городов империи. А коробки из-под конфетных наборов с картинами батальных сцен, выпущенные к юбилею Бородинской битвы, выглядят как дорогие шкатулки.
— Целая серия леденцов «Геройские» была посвящена лихому казаку Козьме Крючкову, который во время Первой мировой войны в Польше убил 16 немцев, получив 11 ран пикой. Его образ так часто печатали на фантиках, что многие стали считать его вымышленным персонажем. Однако, он был вполне реален: известно, что на фронт для знакомства с легендарным героем приезжали знатные столичные дамы — рассказала Наталья.
Кто придумал вкладыши?
Особенно креативно, говоря современным языком, кондитеры подошли к 300-летию дома Романовых, которое страна отмечала в 1913 году.
— Многие помнят, как в 90-е годы молодёжь коллекционировала вкладыши, пришедшие к нам вместе с западными жвачками. В России они существовали ещё до революции. Так к 300-летию дома Романовых «Паровая фабрика «Эйнем» поместила в упаковках красочные открытки-вкладыши с портретами российских императоров, в каждой коробке.
Для конфет и карт
Позже в упаковках можно было найти и другие «сюрпризы»: настольные игры, мозаики, познавательные брошюры.
– Вот, например, коробка «Винт». После того, как конфеты были съедены, в ней можно было хранить карты для популярной в начале века одноименной карточной игры. Коробка делилась на 3 отсека для 52 карт, а на крышке писали правила игры.
Обёртка на страже революции
После революции и гражданской войны кондитерские упаковки стали мощным инструментом пропаганды. К их созданию привлекались выдающиеся деятели искусства.
— В 20-е годы было создано объединение предприятий «Моссельпром», в котором работали художник Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский. Вместе они создали 12 фантиков для конфет «Красная звезда». Родченко изобразил сатирические сюжеты борьбы красных с белыми, а Маяковский придумал стихотворные подписи, также помещённые на фантике. Вот примеры: «Вздумалось лезть генералу Деникину — красноармеец Деникина выкинул», «Если на фронте опасность имеется — наша защита красноармейцы».
Шоколадный мститель
Можно увидеть на выставке и обёртки, созданные на фабрике белогвардейского офицера Мориса Конради, попавшего в центр международного скандала.
— Семья шоколатье Конради перебралась из Швейцарии в Санкт-Петербург, где в 1853 году основала кондитерскую фабрику. В 1919 году её владелец Морис Конради эмигрировал за границу после гибели своих родных во время репрессий.
Спустя три года он отомстил за гибель родственников: в ресторане отеля «Сесиль» в Лозанне двумя выстрелами в голову он убил советского дипломата Вацлава Воровского. Дипломатические отношения между СССР и Швейцарией были разорваны вплоть до 1946 года, а о знаменитом русском шоколаде швейцарского происхождения напоминают только сохранившиеся фантики.
Что такое бульдегом?
Немало интересного найдут на выставке лингвисты. Например, любимые многими леденцы «монпансье» до революции называли «ландрин» по имени кондитерского товарищества Георга Ландрина, который их выпускал. На многих упаковках можно встретить пометку «нуазет» от французского «орех». Такую приписку делали к конфетам и шоколаду, в состав которого входили орехи.
– До 30-х гг. в кондитерских прейскурантах можно увидеть лакомство «фруктовый пат». Потом это название резко пропадает по неизвестным пока причинам, а все подобные сладости называют привычным нам словом – мармелад.
А вот ещё одно забытое наименование – бульдегом.
– Это были мятные конфеты, прародители современных леденцов от кашля. Доктора нередко выписывали бульдегом при простуде, но вот купить его в аптеках было нельзя – только в кондитерских магазинах.
Не меньше загадок хранят и кондитерские прейскуранты, примеры которых есть на выставке. Вот перед нами реклама: «Бурбонская ваниль. Жирная, с превосходной кристаллизацией и нежным ароматом. 16-17 руб. за фунт». А ниже – «Мадагаскарская ваниль. 10 руб. за фунт». Чем отличались эти две разновидности исследователям пока неизвестно.
«Юбилейное» печенье для императора
С 30-х гг. в этикеточной продукции сформировался уникальный стиль, который сейчас можно назвать «социалистическим реализмом». На белом фоне двумя-тремя цветами печатались реалии советского времени. Названия конфет говорят сами за себя: «Пионерская», «Пролетарская», «Наша индустрия», «Народы СССР».
— Всем хорошо знакомо печенье «Юбилейное». Но название его, как многие думают, с юбилеями революции или вождей не связано. Первое такое печенье называлось «Юбилейный бисквит» и было выпущено к 300-летию дома Романовых. Фабрикант Адольф Сиу сам придумал для него рецепт с пшеничной мукой, кукурузным крахмалом, сахарной пудрой, маргарином, молоком и яйцами. По слухам, за лакомство император дал фабрике звание поставщика Двора Его Императорского Величества. А советские кондитеры марку «приватизировали».
Главной темой оберток 60-х стал полет человека в космос, а в 80-е годы все фабрики сладостей запечатлели на своих упаковках символы московской Олимпиады.
Выставка открыта до 23 июля. Режим работы: вт-вс — с 10.00 до 18.00, сб. — с 11.00 до 19.00. Цена билетов: полный — 50 руб., льготный — 30 руб. Адрес: городок им. Баумана, 2, стр. 4