В последние годы общественный транспорт Москвы всё больше стараются приспособить к нуждам маломобильных граждан. Наш корреспондент проверил, легко ли стало маме с коляской передвигаться по городу.
В автобус без проблем
На репортаж отправляемся вместе с полуторагодовалой дочкой. И, конечно, с коляской — пешком она ещё быстро устаёт и просится на руки. Строю маршрут от дома до парка «Сокольники». До метро еду на автобусе №80. Вхожу в среднюю дверь. Чтобы заехала коляска, достаточно приподнять передние колеса — и все, мы «на борту»! В воскресный день пассажиров немного, встаю в середине салона у окна, здесь достаточно места для коляски. В будний день в час пик такой трюк мне бы вряд ли удался. Проехать с коляской за билетиком не решаюсь, проход к водителю довольно узкий. Отлучаюсь на пару секунд — проезд оплачен. Выйти из автобуса оказалось так же просто: водитель подъехал вплотную к тротуару, и коляска легко сошла на асфальт.
Помощников заказываем за три часа
К следующему этапу — поездке в метро я подготовилась заранее и вызвала на помощь сотрудников Центра обеспечения мобильности пассажиров. Заказать подмогу можно на сайте метро или в специальном приложении, оформив заявку не менее чем за 3 часа до поездки. Воспользоваться услугой могут люди с ограниченными возможностями, мамы с колясками, многодетные родители и пожилые люди.
Отправляю заявку. Уже через минуту раздается звонок. У меня уточнили, будет ли багаж, а также цвет и примерный вес коляски. Попросили не опаздывать, ждать меня будут не больше 10 минут. В назначенное время стою у вестибюля. Ко мне подходят двое мужчин в красно-желтых «фирменных» куртках.
— Виолетта Сергеевна? — спрашивает один из них.
— Все верно! Что мне нужно делать?
— Ничего, просто идти рядом, чтобы ребенок вас видел.
Мужчины подхватили коляску и понесли по лестнице. Подождали, пока я куплю билетик, завезли ребенка в вагон. Я все это время просто иду рядом, налегке — очень удобно.
— Много у вас вызовов? — интересуюсь.
— Да, мамы с колясками — наши постоянные клиенты, — говорит сотрудник Центра. — А вы впервые? Не стесняйтесь, заказывайте, когда будет нужно.
На станции «Сокольники» помощники помогли нам выйти на улицу. Иначе мне пришлось бы самостоятельно преодолевать несколько лестниц, и все они без пандусов.
В выходные дежурных нет
На обратном пути помощников я не заказываю. Как сообщили недавно в метрополитене, станция «Сокольники» вошла в пилотный проект, в рамках которого в часы пик с 8 до 11 утра и с 17 до 20 вечера в вестибюлях должны постоянно дежурить сотрудники Центра мобильности пассажиров. Еду я в воскресенье и, похоже, на этот день нововведение не распространяется. Сотрудников Центра не видно. Пытаюсь вызвать подмогу через информационный столб. Через 20 минут ко мне подошла сотрудница метро и сообщила, что помощников нужно было всё-таки заказать заранее, дежурных здесь нет.
— Давайте я попрошу пассажиров вам помочь, — говорит женщина.
-Спасибо, — говорю. — Я как-нибудь сама.
На лестнице мне сразу же вызвался помочь мужчина. В вагон я зашла без проблем. А лестницы уже на «Преображенской площади» решила преодолеть с помощью пандусов. Но уклоны довольно крутые, подниматься по ним не так просто.
Дверь закрыли прямо перед носом
Дальше иду тестировать трамвай. Первый вагон пропускаю: во всех дверях несколько высоких ступенек, с коляской мне их не осилить. Следом подходит низкопольный трамвай. Подхожу к дверям в центре вагона и только успеваю приподнять колеса — как передо мной двери закрываются…Через пару секунд они все же отворились вновь, и ко мне подскочил мужчина, который и помог мне забраться в салон. Одна я бы справилась с трудом — единственная ступенька оказалась всё же слишком высока. Для такой поездки лучше брать подмогу, иначе даже низкопольные машины могут заставить молодую маму изрядно попотеть.
Как вызвать помощников в метро
— Через сайт mosmetro.ru В правом углу кликаем список, выбираем вкладку «Центр мобильности», затем прямо в тексте нажимаем на активную ссылку или внизу страницы находим строку «Подать заявку на сопровождение», заполняем форму — пишем свое имя, телефон, время планируемой поездки, начальную и конечную станции маршрута.
— По тел. (495) 622-7341 и 8-800-250-7341. Время работы номеров с 8.00 до 20.00.
— Скачиваем бесплатное приложение «Метро». Выбираем вкладку «Поездка на метро», затем в левом углу выводим список и выбираем строку «Заявка на сопровождение» и заполняем форму.