О том, что в кирпичной девятиэтажке на Союзном проспекте, 24, жил Косой из «Джентльменов удачи», одноглазый шахматист из «12 стульев», писарь Феофан из «Иван Васильевич меняет профессию», помнят многие. Разговорившись с пожилыми дамами на подходе к дому, можно услышать, что вон там, за углом, он чинил свою машину, а мальчишки писали пальцем на ветровом стекле «Крамаров-дурак». Еще соседи вспоминают, как почтальон по ошибке положил в их почтовый ящик пухлый пакет со сценарием.
О знаменитом актёре «ВО» рассказал режиссёр Владимир Васильев, который в 1970 году снял короткометражный фильм «Светофор» с участием Крамарова.
Заменил Никулина
— Сценарий «Светофора» писался под знаменитую троицу, ставшую известной после «Операции Ы» – Труса, Балбеса и Бывалого, — вспоминает режиссёр. — Но Вицин и Никулин в последний момент сниматься отказались, их заменили артисты Юрий Белов и Савелий Крамаров.
Крамаров здесь играет перевоспитавшегося нарушителя правил дорожного движения. Сюжет прост: три героя – в разных ситуациях – переходят дорогу с оживлённым движением: Крамаров – в кепочке, с авоськой — торопясь донести закуску друзьям, у которых всё уже, можно сказать, готово. После некоторых перипетий все трое встречаются в отделении милиции, где осознают, что с ними могло случиться. Герой Крамарова и вовсе видит свои похороны. Эту короткометражку крутили в кинотеатрах перед началом сеансов.
— Сцены с Савелием – к тому времени он уже сыграл около сорока ролей, его все узнавали — снимались на проспекте Мира, в районе нынешней станции метро «Алексеевская». По сценарию, его герой выскакивает на середину проезжей части и бежит в потоке автомобилей. Движение не перекрывали – слишком долго пришлось бы это согласовывать. Актёр бежал между машинами, запрыгивал в коляску движущегося мотоцикла и кажется, ничего не боялся. Но нам было страшно.
Арабский гарнитур с инкрустацией
— Вообще-то мы знали друг друга давно, — продолжает Владимир Николаевич. – В середине 60-х я играл на саксофоне в оркестре ЦДРИ — Центрального дома работников искусств, а Савелий занимался там же в театральной студии.
Сначала Крамаров жил в коммуналке, потом получил однокомнатную квартиру, через некоторое время сменил её на «двушку».
— Крамаров совсем не походил на своих героев: не пил, не выносил табачного дыма, одевался с иголочки. Как-то я зашёл к нему и удивился: поразительная чистота, мебель, которой тогда было не достать, в том числе арабский гарнитур с инкрустацией – он начал собирать антиквариат. Я спросил, как ему на одного дали двухкомнатную квартиру? Он ответил: «Почему на одного? Нас двое: я и талант!»
Позже был ещё один переезд, на Союзный проспект – уже в трёхкомнатную, откуда он уехал в эмиграцию.
Не приняли в ГИТИС
В школе Савелий учился плохо, но артистом хотел быть всегда. После школы поступал в ГИТИС, но его не взяли. В графе «Родители» пришлось написать «Отец — Виктор Савельевич Крамаров, был осуждён в 1938 году по 58-й статье, умер в 1950 году в Туруханске». Мама пережила бывшего мужа всего на год – супруги ещё до войны приняли решение развестись, чтобы приговор отцу не слишком испортил жизнь сыну.
В технических вузах к анкете относились лояльнее. Савелий отнёс документы в Лесотехнический институт в Мытищах, на факультет озеленения. И на первом же курсе начал заниматься в той самой студии при ЦДРИ.
Разослал фото по всей стране
В 1958 году, получив диплом инженера по озеленению, Крамаров начал работать по специальности, но в один прекрасный день купил конверты, запечатал в них свои фотографии и разослал по всем киностудиям страны.
Пришло два ответа, один из них от директора картины «Прощайте, голуби»: фактурному молодому человеку предложили роль бездельника и хулигана Васьки, у которого никак не заводится мотоцикл «Индиана».
Кепка на память
Но фильмом, после которого Крамарова начали узнавать, стала картина «Друг мой Колька», где Савелий сыграл драчливого Володьку Пименова.
Играть хулиганов ему было трудно: сам он тихий и добропорядочный, никогда с хулиганами не водился, если видел на улице кого-то подозрительного, переходил на другую сторону. Однако этот образ прирос к Крамарову и принёс любовь зрителей: недалекий, всё время попадающий впросак, не понимающий, что происходит – и в то же время уверенный в себе и даже находчивый.
Крамаров считал «Кольку» началом своей карьеры. Он даже забрал со съёмок кепку, в которой снимался, — она стала его талисманом, а в 1981 году с Союзного проспекта уехала с ним в Америку.