Российские авиационные двигатели более не зависят от зарубежных комплектующих
Научно-производственному центру газотурбостроения «Салют» в этом году исполнилось 105 лет. Вот уже более века моторы, которые делают рабочие этого предприятия, уверенно поднимают в воздух российские самолеты и вертолеты. Как выяснил корреспондент нашей газеты, отечественной военной авиации нехватка двигателей в ближайшие годы не грозит, а совсем скоро у россиян появится законное право гордиться ещё и гражданскими самолётами.
Рукотворный высший пилотаж
Если ехать по проспекту Будённого, добрую четверть пути займёт дорога вдоль цехов и лабораторий, проходных и складов знаменитого завода «Салют». Здесь выпускают лучшие двигатели для российских самолётов. Именно «салютовские» моторы позволяют нашим самолётам выходить на углы атаки больше 90 градусов. Многие наверняка видели: боевая машина резко задирает нос вверх и летит практически «стоя». «Кобра Пугачёва» — так называется эта фигура высшего пилотажа.
По словам начальника технологического бюро сборочного цеха завода Кирилла Демьяненко, за этой уникальной воздушной эквилибристикой стоит труд и его коллег.
— Все детали изготавливаются на заводе на высокоточном суперсовременном оборудовании, а собираются двигатели вручную, — рассказывает начальник техбюро. — После сборки они уходят на испытания. В процессе испытаний отрабатываются все эксплуатационные режимы, но с более жёсткими допусками, чем для эксплуатации. После испытаний двигатель полностью разбирают и проверяют каждую деталь.
Я спрашиваю у Демьяненко, наступит ли снова такое время, когда мы сможем гордиться отечественными гражданскими самолётами так же, как и военными.
— Всё ещё впереди. Магистральный пассажирский самолет МС-21 этой весной впервые поднялся в небо. Его двигатель мы делаем в кооперации с другими заводами, — отмечает Кирилл.
Решим любую инженерную задачу
Когда 45 лет назад Михаил Скворцов пришёл после техникума работать на «Салют», он не знал, что к началу XXI века вырастет до директора по производству. Сегодня Михаил Алексеевич отвечает за весь производственный процесс родного предприятия, кроме того является депутатом Совета депутатов муниципального округа Соколиная Гора.
— Наше техническое оснащение, квалификация инженеров и рабочих позволяют разрабатывать и изготавливать любые двигатели и решать любые задачи, — объясняет Скворцов. — Вот вам свежий пример. Часть двигателей «Салют» раньше делал, используя запчасти, поступающие с Украины. Случились санкции, поставщики отказались от своих обещаний. Но заводу потребовалось совсем немного времени, чтобы полностью освоить изготовление деталей и узлов, которые ранее производились на Украине.
Мастеров собирает «Салют»
Сегодня директор по производству думает о том, как решить общую для всего российского машиностроения проблему — дефицит квалифицированных рабочих.
— Раньше были профтехучилища, и к нам приходили ребята токари, фрезеровщики, сварщики, чётко представлявшие, что такое станок, как он работает, что такое инструмент, какие марки стали бывают, как их обрабатывать, — говорит Скворцов.
Сломать систему начальной профессиональной подготовки оказалось просто, и «Салют» сейчас готовит кадры самостоятельно.
— Мы готовим рабочих в своём Учебном центре. А ещё наш завод стал базовым предприятием для конкурса «Московские мастера». Каждый год в нём участвуют рабочие из 15 столичных предприятий. Мэрии спасибо, высокие премии, до 100 тысяч рублей за 1 место, дают стимул для участия и совершенствования, — рассказывает он.
На прощание Михаил Алексеевич подарил мне книгу о вековой истории завода. Основательное издание. Я полистал, картинки посмотрел…
Нет, с такими людьми и такими моторами обязательно будем летать. И летать хорошо.