Форсаж для «Гнома»
На территории нынешнего района Соколиная Гора, проспектБудённого, 16 103 года назад обосновался крохотный завод со смешным названием «Гном». Там собирали первые моторы для русских бипланов. За свой долгий век завод не раз менял название. Например, в войну он значился просто как «Завод №24» и на картах лётчиков Люфтваффе был отмечен 2-ой важнейшей целью после Кремля.
С окончанием войны завод ещё больше засекретили. Чтобы вконец запутать шпионов пришлось даже сделать цеха по сборке двигателей для автомобилей, мясорубок, весов, лодочных моторов, и даже байдарок. Причём салютовцы так старались, что все эти предметы пользовались бешеным спросом у населения. Особенно байдарки. Опять же с целью секретности заводу дали и новое название — «Салют». Сейчас АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» знают, как лидера по производству двигатели для военной и гражданской авиации, сообщает «Восточный округ».
Как самурайский клинок
Моим экскурсоводом выступил технический директор «Салюта» Сергей Ляшенко.
— А вы знаете, что каждый второй рекорд в небе сделан на самолетах именно с нашими двигателями. У нас предприятие полного цикла — все компоненты двигателя делаем сами. На финише производства ручная сборка. Так надежней. Причём в цехе, где собирают электронику, работают исключительно женщины. Только у них хватает выдержки и терпения для такой кропотливой работы, — говорит Сергей Ляшенко.
В движках последнего семейства АЛ-31 более 10 тысяч деталей. Один и тот же двигатель собирают дважды и затем его долго испытывают. Чтобы не запутаться в множестве однотипных деталей в сборочном цехе стоят огромные макеты готовых движков с тысячами бирок. Не знаешь, куда прикрутить трубку — смотри на макет — шпаргалку.
— Одна из самых важных деталей двигателя — колесо компрессора. Раньше сам диск и лопатки ротора крепили отдельно. Сейчас все вытачивается из одного цельного куска титана (рыночная цена только одной такой болванки свыше 700 тыс. руб.) Это позволяет значительно выиграть в весе данного узла и решить проблему с надежностью авиационного двигателя, — объяснил технический директор. Кстати, каждая такая лопатка ротора напоминает клинок самурайского меча.
Секретный рецепт
Есть на «Салюте» и своя легенда по поводу самураев и тайного рецепта производства той самой лопатки ротора. Дело было в 1976 году. В СССР случилось громкое ЧП. Лётчик Беленко угнал в Японию наш новейший боевой самолет МиГ-25. Вскоре японцы вернули самолёт, но лопатках ротора были заметны следы скребков. Оказалось, японцы пыталась определить марку материала и способ производства этих лопаток, но у них так ничего и не получилось.
Сейчас «Салют» открыт для широкого сотрудничества и успешно работает на мировом рынке. Так, например, на последнем авиационно-космическом салоне МАКС-2015 силовые установки «Салюта» блистали не только на всех отечественных истребителях, но и на высокоскоростных реактивных истребителях китайского производства 4-ого поколения J-10.
Кроме этого «Салют» сегодня выпускает газотурбинные энергетические установки для энергетиков, установки по опреснению морской воды.
А самым главным богатством «Салюта» всегда были и остаются специалисты. Причём в последние годы кадровый состав предприятия значительно помолодел, а рабочие специальности на «Салюте» давно стали высокооплачиваемыми и престижными.