Недавно актёру и художественному руководителю Театра Луны Сергею Проханову исполнилось 65 лет. А созданный им Театр Луны скоро отметит четверть века. Сергей Борисович рассказал о том, как стал знаменитым, а также о том, чем занимается сейчас, кроме руководства театром.
Откуда любовь к домам отдыха?
— Сергей Борисович, вы сами пишете пьесы, сами их ставите. А где вас посещает творческое вдохновение?
— У меня есть мастерская — большая однокомнатная квартира в жилом комплексе «Алые паруса» в районе Щукино. Там всё оборудовано для творческой работы. Иногда бывает, что в поездках я нахожу стол или бугорочек где-нибудь подальше от народа и пишу.
Вообще, я всё пишу от руки обычной шариковой ручкой, чтобы не потерять связь с небом. Однажды мне подарили перо, но оно быстро сломалось. Ещё я люблю писать в подмосковных домах отдыха. Так, пьеса «Ночь нежна» была создана в «Лесных далях» на Рублёвке. Как-то я приехал в пересменок, и мне дали плохонький номер. Я подошёл к директору и говорю: «Я комедию приехал писать, а у меня трагедия получается в этом номере. Дайте получше». Она долго смеялась и дала шикарный люкс. Но я всё равно уходил писать на берег реки. Спектакль «Ночь нежна» идёт в нашем театре уже 20 лет.
— К 25-летию театра вы решили поставить спектакль «Матри-Архат». Что вас вдохновило на эту постановку?
— Посмотрите, что происходит вокруг: продолжается борьба между мужским и женским полом. Даже фильм сняли «Бабий бунт». И я решил этому немножко противостоять, показать, что любовь существует, как поётся в песне: «Утки все парами, как с волной волна». Я поставил спектакль в духе театральной реалистической фантастики. Девушки у меня сами сбегают от мужчин на шикарный остров в параллельном мире под названием Матри, а мужчины оказываются на острове Архат. Немножко затронул и тему России и Украины. Мне хотелось провести мысль: чего ругаться-то? Только хуже будет. Жизнь всё равно короче, чем мы думаем. Премьера запланирована на февраль 2018 года.
На сцене — с детства
— Это правда, что ваш дедушка из цыган?
— Да, мой дед — бессарабский цыган. Недаром я люблю музыку, у меня абсолютный слух. В детстве в пионерском лагере однажды спел песню, и это услышала какая-то комиссия. Меня за шкирку — и на занятия во Дворец культуры. На телевидении тогда шла передача «Музыкальная весна», что-то вроде нынешнего «Голоса». И я там занял призовое место. Так что с детства находился в певческо-танцевальном мире.
Один фильм и 105 перелётов
— Вы окончили Щукинское театральное училище в 1974 году, а первый фильм с вашим участием вышел в 1970 году. Как вам удавалось сочетать учёбу и съёмки? Ведь в то время это не приветствовалось.
— Не приветствовалось, но, тем не менее, преподаватели гордились своими студентами, когда фильм выходил на экраны. Когда снимали фильм «Юлька», мне в течение трёх месяцев пришлось совершить 105 перелётов на самолёте Москва — Одесса и обратно. Утром вылетал из Москвы, попадал на репетицию, потом улетал, приходил на занятия и снова улетал. Режиссёр об этом знал, но ему важнее было снимать, а не простаивать. Он и график съёмок под меня подстроил.
«Скажите, что вы мой папа»
— Для большинства зрителей вы остаётесь «усатым нянем», несмотря на десятки других фильмов с вашим участием. Наверняка на съёмочной площадке с вами происходило немало забавных историй.
— Как-то после съёмок нас, взрослых актёров, везли в театр, а детей по домам. И вдруг ко мне подсаживается один из мальчиков, Олег Корхин: «Дядя Серёжа, скажите всем, что вы мой папа». А глаза — как две сливы, чуть не плачет. Я говорю: «Олег, ты представляешь, что будет, если я скажу?» Он стал умолять. И тогда я произнёс: «Дети, я не хотел вам говорить, но сейчас съёмки уже заканчиваются. Так вот я — папа Олега Корхина!» На мгновение наступила пауза, а потом малышня как налетела на Олега, как начала его бить, кричать, видимо из ревности. Еле всех рассадили по местам. Подъезжаем к театру, я выхожу и говорю: «До свидания, дети!» Все хором: «До свидания, Иннокентий Петрович!» Тут встаёт побитый, помятый Олег Корхин и кричит: «Папа, ты когда придёшь домой? Маме что сказать?» Это была шутка на десятку.
О встречах с Раневской
— В Театре имени Моссовета вам довелось поработать с Фаиной Раневской. Общались с ней вне сцены?
— Однажды меня попросили отвезти Раневскую к ней домой. После спектакля «Дальше — тишина…» я подхожу к ней: «Фаина Георгиевна, давайте я вас подвезу». Она удивлённо: «У вас что, автомобиль?» Стоящие рядом администраторы объясняют: «Это Проханов. Он сейчас очень известный артист, много снимается в кино». Она в ответ своим низким грудным голосом: «Я тоже снималась в кино! Но у меня нет своего автомобиля!» У неё в руках был букетик с земляникой. И когда мы с ней двинулись к выходу, она, обнимая меня, эту землянику размазала по моей рубашке. Я, конечно, ни слова не сказал. Выходим, а у театра толпа. Она покачала головой: «Вот, Серёжа, смотри, сколько народа, а в аптеку сходить некому!» Я проводил её до дома. В квартире очень остро чувствовалось её одиночество, Фаину Георгиевну ждал только пёс Дружок…
О славе Олега Янковского
— Вас всё ещё узнают?
— Давайте лучше расскажу, как меня спутали. Однажды мы с режиссёром Театра имени Моссовета Павлом Осиповичем Хомским пошли на рынок. Стоим перед лотком с ягодами, и вдруг я слышу за спиной: «Видал? Янковский!» Я потом Олегу Янковскому рассказал, как пал жертвой его славы.
На кого похож Степан?
— У ваших внуков есть артистические задатки?
— У меня трое внуков. Один от дочери Анастасии — Степан, ему 10 лет. Он занимается в «Маленькой Луне» и уже вышел на сцену. Он очень похож на меня, плотненький такой же, какие-то актёрские данные есть. Семья сына Антона живёт на Филиппинах, у них свой дайвинг-клуб. От Антона у меня внук Фёдор и внучка Александра. Об их будущем ещё рано говорить…
Фильмы, в которых снимался Сергей Проханов:
«Трижды о любви»
«Деревенская история»
«Завтрак на траве»
«Поживём — увидим»
«Сашка»
«Усатый нянь»
«Гений»
«Подвиг Одессы»
«Бес в ребро»
«Ох уж эта Настя»
«Привал странников»