Более чем в шестидесяти фильмах снялся актер Сергей Шнырев, среди них «Тайная стража», «Никто, кроме нас…», «Околофутбола», «Супруги», «Клим», «Налет», «Мельник».
С Сергеем мы встретились в небольшом кафе рядом с МХТ, где он сейчас служит. На вопрос, связывает ли его что-то с Восточным округом, он ответил:
— Если говорить о рабочих моментах… это были съемки картины «Никто, кроме нас…» режиссера Сережи Говорухина, царство ему небесное. Сцену знакомства моего героя кинооператора Левашова с Натальей, которую играла Мария Миронова, снимали ночью в Сокольниках у трамвайных путей.
Зачем Говорухин привез его на войну
— Сергей, по жанру фильм «Никто, кроме нас…» военная драма и наверняка съемки не были простыми…
— Сережа в самом начале сказал: «Мне все в тебе нравится, но есть одно «но» — ты не служил в армии, и я хочу, чтобы ты подышал воздухом войны. Он предложил мне полететь с ним в Чечню. Сергей был председателем фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Роката» и привозил ребятам в Чечню защитные жилеты, награды, подарки… Дней за 10 до Нового года мы прилетели в Моздок, потом караваном перебрались в Шатойский район. Сергей тогда сказал: «Ты запомнишь это на всю жизнь». Мы жили неделю в палатке, рядом находился пограничный полк, и он каждую ночь обстреливал соседние горы, чтобы никто не мог подойти. Тем не менее, было дико весело, ребята рассказывали анекдоты, хохотали. Сережа нам сказал, что хорошо бы сделать что-то веселое, типа капустника… Я сначала не мог этого понять. Война ведь. Но, видимо, ощущение опасности обостряет чувства, и люди больше начинают ценить каждый момент жизни. И еще запомнилось, как я ходил в разведывательно-инженерный дозор, чтобы заминировать дороги, которые подходили к спецбатальону. Впереди шли саперы. У меня был автомат Калашникова и боевые патроны. Раньше я занимался биатлоном и в принципе неплохо стреляю, но все равно было страшновато. Сергей потом рассказывал, что очень гордился мною и очень переживал за меня. Не дай бог что-нибудь…
— Вы снялись в десятках фильмов, а какая роль помогла Вам сделать первые шаги к известности?
— Когда я окончил школу-студию МХАТ, меня сразу же пригласили на две главные роли. Я играл на одной сцене с оперной певицей Галиной Павловной Вишневской и актрисой Татьяной Евгеньевной Лавровой в спектакле «За зеркалом», который поставил режиссер Вячеслав Долгачев. Это история Екатерины II и ее любовника Дмитрия Ланского. А потом я попал к Мише Ефремову в его спектакль «Урок мужьям».
Падение с лошади Михаила Боярского
— Одной из Ваших дебютных ролей был Рауль де Бражелон в фильме «Мушкетеры двадцать лет спустя». Вы снимались вместе со Смеховым, Смирнитским, Боярским. Чтобы вписаться в такую компанию, наверное, многому пришлось учиться?
— Конечно, и, прежде всего, научиться ездить верхом. Учился я, как потом выяснилось, по всем правилам. Это мне не раз пригодилось: так, в сказке «Волшебный портрет» я сам, без каскадеров скакал верхом. Мое обучение проходило на ипподроме в Таллинне, где снимали «Мушкетеров…» Я даже помню имя лошади, на которой учился ездить – Харси. Она была больна менингитом и двигалась с трудом, но тем не менее… На съемочной площадке мне даже один раз доверили лошадь Боярского. Красивая такая, серая в яблоках. Правда, умения мне тогда еще не хватало, и я с нее упал. А настоящему, не театральному, фехтованию меня обучил чемпион СССР по фехтованию, постановщик трюков Владимир Баллон, он в фильме ставил все бои и играл главного гвардейца, соперника Д’Артаньяна.
Однажды в Америке
— Вам часто приходилось чему-то учиться специально для съемок?
— Например, водить машину я научился на американской картине «Unspoken» («Молчащий»). Режиссеру нужен был русский актер, который не был бы похож на типичного американца. Водить меня учил мексиканец. Он много жестикулировал, а его мексиканский английский язык с трудом понимал даже переводчик – русский эмигрант Петька. В итоге я попал в аварию, и мне предстояло явиться в суд. Это внесло серьезные коррективы в рабочий процесс. На съемках-то меня скрывали от чужих глаз, так как американца не мог играть иностранец, иначе американский профсоюз завалил бы режиссера штрафами. И мне в спешном порядке пришлось уехать из штата Иллинойс. Но водить научился, и фильм успели снять.
Около футбола
— В фильме с «Околофутбола» есть довольно жесткие сцены. А на съемках не происходило ничего из ряда вон выходящего?
— В съемках сцены драки между футбольными фанатами были задействованы около ста ОМОНовцев и четырехсот реальных болельщиков. Мой герой капитан Хомутов должен был стоять за ОМОНовцами и руководить ими. Так получилось, что перед началом репетиции один ОМОНовец случайно уронил щит, на что группа фанатов отреагировала хором: «О-о-о!..». Они же очень организованные ребята. ОМОНовец немножко обиделся, что-то ответил, и я почувствовал, как нарастает напряжение. Репетиция драки быстро переросла в настоящую драку. Завелись все: и ОМОНовцы, и ребята-фанаты. Я испытал реальный страх, когда на нас с криками полетели 400 фанатов. Еле-еле остановили, но потом, конечно, всех помирили.
— А сами Вы на досуге не любите погонять мяч?
— Со старшим сыном Никитой, ему 10 лет, мы частенько играем в футбол около его школы. Он просто болен футболом, у него всегда с собой мяч. Понемногу приобщается к футболу и младший сын, которому пять лет.
— В детстве Вы наверняка тоже были заядлым футболистом?
— Велосипед и кожаный мяч были моими лучшими друзьями. Мы с ребятами все время организовывали футбольные матчи, рисовали таблицы встреч. У каждого из нас была своя футбольная кличка, кто-то, например, был Марадоной. Я был Паоло Росси, потому что всегда болел за итальянцев. А еще меня называли Шишкой, возможно, потому что я частенько отбивал мяч головой.
О сыновьях и дочках
— Чем занимается Ваша супруга?
— Юля занимается верховой ездой, иногда выступает на соревнованиях, учит верховой езде любителей. У нее спортивный бойцовский характер. Она буквально из разряда женщин, которые коня на скаку остановят.
— Хотели бы, чтобы дети пошли по Вашим стопам?
— О сыновьях еще рано говорить. От первого брака у меня две дочери. Софье 20 лет, она сейчас учится на втором курсе в «Школе-студии МХАТ» на сценографа. Александре 15 лет, она собирается поступать на актерский. Я, честно говоря, не очень это приветствую, потому что жизнь актрисы часто не очень счастливая. Увы, но женских ролей меньше, чем мужских.
Другой Гамлет
— Над чем работаете сейчас?
— Я всю жизнь мечтал поучаствовать в каком-нибудь грандиозном проекте, связанном с музыкой. И вот вместе с режиссером-постановщиком Натальей Семеновой мы придумали спектакли-концерты. Первый такой спектакль мы играем в большом зале Консерватории. Он называется «Магия музыки. Магия слова». Помимо замечательной поэзии там звучит оригинальная авторская музыка Алексея Айги. Еще один наш проект «Гамлет Story». Эта история необычна тем, что у нас три Гамлета из разных слоев общества. Я играю Гамлета-бизнесмена, Алексей Кравченко – Гамлета-силовика, Сергей Чонишвили – Гамлета-шоумена. Мы отталкивались от того, что у каждого в жизни наступает момент, когда он говорит себе: «Быть или не быть». Мы произносим этот монолог в разных переводах. Сергей вообще читает подстрочник Шекспира.
А наш с Наташей премьерный спектакль — «Онегин». Там играют Ирина Пегова, Даниил Страхов и Сергей Чонишвили. Мы вместе попытались разобраться в сюжете с точки зрения современного человека, не вдаваясь в подробности быта того времени.