Известный музыкант рассказал о знаковых встречах и о задачах на завтраСергей Жилин — пианист, дирижёр, руководитель оркестра «ФонографСимфоДжаз» и группы компаний «Фонограф». И именно он вместе со своими музыкантами аккомпанирует артистам «Голоса» и других программ Первого канала — «Две звезды», «ДОстояние РЕспублики».
Самый любимый — «Голос. 60+»
— Вы участвовали во всех выпусках. Какой вам «Голос» больше всего по душе?
— Раньше я больше всего любил «Голос. Дети». Но в этом году оказалось, что «Голос. 60+» обошёл даже детский проект. Помню, как скептически многие были настроены: не верили, что будет интересно. А когда мы начали работать, стало понятно, что это по-настоящему ударная программа. Все участники были такими искренними, добрыми, открытыми! Я думаю, в следующем году можно сделать более расширенный выпуск.
— Расскажите о самом запомнившемся моменте на съёмках шоу.
— Однажды во время съёмок слепых прослушиваний детского шоу мальчику стало плохо. Он упал в обморок, но, к счастью, не коснулся затылком сцены. Я успел его подхватить на руки. Такое не забывается. С этим мальчиком — его зовут Андрей Клубань — мы, кстати, до сих пор общаемся. Он занимается в нашей творческой студии «Фонограф», однажды вместе с нами выступал в «Вечернем Урганте», а недавно, насколько я знаю, ему дали стипендию на обучение в Беркли!
Некрасивый поступок
— Читала, что вы начали учиться играть на пианино с трёх лет…
— Мои занятия музыкой начались действительно в раннем детстве, несмотря на то что родители были далеки от музыкальной среды. Мама — кандидат экономических наук, папа — доктор технических наук, профессор. Моим музыкальным образованием занималась бабушка — пианистка и скрипачка. Ох как мне бывало сложно: хотелось играть в футбол, кататься на велосипеде или просто бегать с ребятами на улице… Но бабушка мне говорила: «Дурачок, занимайся сейчас, потом времени не будет». Я не понимал этого тогда. Занимался, конечно: в день получалось по четыре, по пять часов. Кажется, что много, но для профессионального развития нужно больше. Однажды я так хотел на свободу, что даже запер бабушку дома, подглядев, куда она кладёт ключ. Так и гонял мяч с ребятами под её крики с балкона до прихода мамы с работы. Больше никогда подобного не повторял…
Чем хорош авиамодельный кружок
— Вечный вопрос: должны ли родители заставлять своих детей, которые проявляют интерес к музыке, ходить в музыкальную школу и постоянно заниматься? Как вы считаете?
— Ребёнок порой сам не знает, чего он хочет на самом деле. Если речь идёт о занятиях для общего развития, то это всегда полезно, и не важно, сколько времени тратится на музыку. Но если строятся профессиональные планы, то тут уже другие задачи и другой подход. Нужно заниматься много по определённому индивидуальному плану с педагогом, который знает, как выстраивать методику подобных занятий. Это как профессиональный спорт: главное — правильно мотивировать ребёнка, заинтересовать его. Знаете, как мне бабушка длительности нот объяснила? Посадила за стол, взяла яблоко. «Вот яблоко — это целая нота, понял?» Киваю. Она режет яблоко пополам. «А вот половинки. Если ещё разрезать, получится четыре четверти. Потом восьмые. Потом шестнадцатые. Ровно столько длительностей в такте: целые, половинки, четверти, восьмые, шестнадцатые. Понял? Теперь можешь всё съесть».
— А вы не мечтали в детстве стать музыкантом?
— Я скорее мечтал стать лётчиком. Мама, узнав о моём увлечении небом и самолётами, купила мне первую модель. А потом я записался в кружок авиамоделирования. Это был очень ценный опыт: мы всё делали вручную, стояли за верстаками, выпиливали детали, собирали модели. Сейчас многое изменилось, стало автоматизировано, и не все мальчишки знают, как ручку к двери прикрутить, если она отвалилась… А я, став взрослым, самостоятельно два ремонта сделал своими руками в квартире. От начала до конца.
Сильные мира и музыка
— Это правда, что вы встречались лично с несколькими президентами?
— Правда. Я встречался с Борисом Ельциным, с Биллом Клинтоном, с Владимиром Путиным.
— Как это было?
— Билл Клинтон произвёл на меня очень благоприятное впечатление. Правда, для меня подготовка к той встрече стала серьёзным испытанием. Это был 1994 год, встреча глав России и США. Известно было, что Клинтон играет на саксофоне и любит джаз, поэтому для него и инструмент привезли, меня пригласили. Больше всего я волновался, что он захочет играть то, чего я не знаю. Но, слава богу, он выбрал известные Summertime и My Funny Valentine. Правда, одну из песен захотел играть в другой тональности. Меня спас абсолютный слух. Борис Николаевич мне запомнился как очень прямой и открытый человек. Помню, что он сам играл на ложках и очень любил песню «Оренбургский пуховый платок».
— А Путин?
— Однажды нас пригласили сыграть на его дне рождения. Выбрали нашу программу Let it BEatles!. И вот мы начали играть. Исполнили первую пьесу, начинаем вторую, и вдруг вижу: к нам направляется президент. Я был озадачен. Что такое? Мы играем громко? Или надо сейчас остановиться? Может, он хочет сказать что-нибудь? Я не понимал, что делать. А он просто подошёл к каждому из нас, пожал руку и сказал: «Спасибо». Всем, включая технический персонал.
Галстуков не бывает много
— Чем вы живёте, кроме музыки?
— Спорт и хорошее кино, например «Собачье сердце», фильмы Марка Захарова, Эльдара Рязанова… С Эльдаром Александровичем мы были знакомы, к сожалению, только последние пять лет его жизни. Великий человек, один «Гараж» чего стоит! Он был из тех, кто смотрит всегда в корень и не говорит ничего лишнего, великолепный повествователь.
— А хобби?
— Я люблю носить костюмы, а к костюму нужен галстук. В моей коллекции их уже более трёхсот. Для хранения коллекции я даже изобрёл оригинальную конструкцию, которая позволяет галстукам находиться в вертикальном положении.
— Читала, что вы очень любите Москву и с удовольствием, когда есть время, гуляете по центру. Поклонники подходят?
— Бывает. Но я не люблю повышенного внимания. Признаюсь, иногда делаю вид, что я — не я. Ко мне подходят: «А вы так похожи на Сергея Сергеевича…» Я в ответ: «Мне часто это говорят…»
— У вас есть мечта или вы уже всего добились?
— Добился? Нет, что вы. Только на пути.
— А цели?
— Вчера, например, я делал записи в студии: мне надо было перезаписать некоторые номера из нашей программы Let it BEatles!, которые записывал года три назад. И все заметили, что они стали звучать иначе. Лучше! А это значит, что то, чем я занимался эти три года, не было напрасной тратой времени: была проведена серьёзная и нужная работа. Удержать то, что есть, и продолжить развиваться. Пожалуй, это и есть главная цель.