За что зацеперы любят Ярославское направление?
В хорошую погоду активизируются зацеперы — любители прокатиться на поезде снаружи. В одном из рейдов по борьбе с ними принял участие наш корреспондент.
«Чёрт попутал!»
В погожий летний день вместе с сотрудниками Линейного управления МВД РФ на станции Москва-Ярославская выезжаю на платформу Маленковская. Здесь людно: в такую жару многие приезжают купаться на Путяевский пруд, расположенный в парке Сокольники недалеко от платформы, или просто погулять по парку.
В ожидании электрички полицейские рассказывают: Ярославское направление пользуется у зацеперов особой популярностью. Поезда ходят часто, перегоны короткие, много объектов, куда подростки любят прокатиться — тот же пруд на Маленковке, парк Сокольники, торговый комплекс «Золотой Вавилон» у платформы Северянин.
Вскоре это подтверждается: к последнему вагону подъехавшей электрички устремляется стайка мальчишек. Первый уже собирается схватиться за ручку на кабине хвостового вагона, чтобы перебраться на сцепку, как вдруг замечает полицейских (сотрудники все в штатском, но у зацеперов глаз намётан, да и некоторые уже знают полицейских в лицо). Мальчишки убегают.
— Теперь, возможно, долго никого не будет, — замечает один из полицейских. — У них неплохо налажена связь.
Действительно, на следующих трёх поездах из Москвы никого нет, и никто не пытается на них забраться. Но затем полицейские снимают с монинской электрички довольно взрослого парня.
— Раньше, на младших курсах, возвращаясь домой из института, я ездил на сцепке часто, — признаётся 21-летний Максим, старшекурсник медицинского вуза. — Но стал старше, и постепенно перестал. А сегодня вдруг чёрт попутал: подумал — внутри жарко, снаружи ехать приятнее, и решил прокатиться.
— На крыше тоже катаешься?
— Нет, что я — сумасшедший? Туда лезут только ненормальные, а я езжу на сцепке, там есть за что держаться.
Именно так рассуждают многие зацеперы, не задумываясь, что те, кто упал с поезда, наверняка тоже были уверены, что держатся крепко. 4 июня в районе Королёва со сцепки упали две подружки, получив серьёзные травмы.
Пока беседуем с Максимом, полицейские снимают с электричек 14-летнего подростка и 19-летнего парня, тоже жалующегося на жару. А на следующем поезде полицейским попадаются сразу трое ребят, ехавших в промежутке между вагонами. Все перепачканы, как трубочисты. Один из них — из нашего округа, из района Преображенский. Поскольку ни одному не исполнилось ещё шестнадцати — придётся вызывать родителей в полицию, чтобы передать им отпрысков с рук на руки.
Селфи с токоприёмником
— С начала года на нашем участке обслуживания травмировано уже 8 зацеперов, 2 из них — смертельно, — говорит Елена Иванова, начальник отделения по делам несовершеннолетних ЛУ МВД РФ на станции Москва-Ярославская.
27 мая на крыше поезда, ехавшего из Софрино, железнодорожники нашли труп 15-летнего москвича, он погиб от поражения током. 12 июля на конечной станции Фрязино-Пассажирская, куда, кстати, многие подростки тоже приезжают купаться, трое парней ждали московскую электричку. Как только поезд подъехал, один из них взобрался на крышу между вагонами, собираясь показать приятелям, как опускать токоприёмник. Это излюбленная «забава» зацеперов: они любуются возникающим при этом мощным электрическим разрядом, а некоторые ещё и пытаются сделать селфи. Но в этот раз едва парень коснулся токоприёмника, его ударило током, и он упал с крыши. Приехавшим медикам осталось лишь констатировать смерть. Этому зацеперу было всего 13 лет.
Что делать?
Число зацеперов, увы, растёт. Не случайно на МКЖД планируют пустить поезда без ручек и подножек снаружи, чтобы кольцевая не стала новым местом сбора любителей зацепинга.
В Центральной пригородной пассажирской компании также сообщили, что сейчас разрабатывается законопроект об увеличении штрафа за зацепинг с нынешних 100 рублей до 5000. Когда точно это произойдёт, не ясно, но железнодорожники и полицейские ждут этого с нетерпением.