В России вступил в силу второй этап антитабачного закона. С 1 июня курить запрещено в местах общественного питания, в общежитиях и гостиницах, на перронах железнодорожных вокзалов, автовокзалах, в поездах, аэропортах, в радиусе 15 метров от станций метро. Нарушителям придётся заплатить административный штраф от 500 до 1,5 тыс. рублей.
Корреспондент «Восточного округа» проверил, соблюдают ли курильщики новые запреты.
Штрафы не заставят бросить курить
Двенадцать часов дня, выход из станции метро «Новогиреево». Вокруг урны сгрудились четверо водителей — по новому закону курить можно в автомобиле, но все предпочитают делать это на свежем воздухе, хотя о нововведениях знают.
— Да вы посмотрите, тут полиции никогда не бывает, — говорит водитель Алексей. — Кто нас оштрафует? Увижу полицейского — сяду в машину.
Курят около станции не только водители — многие пассажиры, только поднимаясь по лестнице из метро, уже торопливо достают из карманов пачки сигарет. За те пять минут, которые я нахожусь возле «Новогиреево», рядом сменилось около десяти курильщиков. Они тоже не боятся штрафов.
— Мне теперь что, купить рулетку и отсчитывать эти 15 метров? — злится Михаил К. — Или полицейские будут с рулетками ходить? Я могу понять, что запах дыма может мешать кому-то в помещении, но на улице — это глупо. Все эти штрафы не заставят взрослого человека бросить курить.
«А вы попробуйте сказать им хоть слово»
Платформа Новогиреево — ещё одно место, где курить теперь — правонарушение. На сам перрон выйти можно, только купив билет, но и через стеклянные двери хорошо видно: двое внушительного роста мужчин неторопливо курят в ожидании пригородного поезда.
Около турникетов стоит контролёр, интересуюсь у неё:
— Вы знаете, что теперь запрещено курить на платформах? Делаете замечания курильщикам?
— А вы попробуйте им хоть слово сказать. Здесь курит каждый третий, я не могу из-за каждого полицию вызывать.
Меньше посетителей в кафе не стало
Запрет на курение в любых кафе и ресторанах — пункт, вызвавший, пожалуй, самые большие споры и обсуждения. Более того — теперь, кроме сигарет, под запрет попали и любимые многими (не только курильщиками) кальяны.
Один из ресторанов восточной кухни на Первомайской улице. Пепельниц, как и положено теперь, на столиках нет. Летней площадки в ресторане тоже нет, значит, курить — только на улице. Разговариваю с официантом Артуром: так, мол, и так, хочу в выходные заказать столик, отметить день рождения друга, а друг — давний поклонник кальянов. Скромно спрашиваю: как быть? Артур доброжелательно улыбается и советует приходить обязательно, а вопрос с кальяном решим на месте.
А вот в японском ресторане на Мартеновской улице на подобную же просьбу, только не о кальяне, а «тихонько покурить за дальним столиком и выпить чашку чая» вежливо, но категорично отказывают.
— Не могу сказать, что у нас стало меньше посетителей после принятия нового закона, — говорит Мария Игнатова, администратор ресторана. — А в других заведениях, мне кажется, скоро люди привыкнут и посещаемость восстановится. К тому же никто не запрещает выйти и покурить на улице.
Итак, что показали мои скромные исследования? Антитабачный закон работает, но далеко не в полную силу. Впрочем, один наглядный результат уже есть: все специализированные киоски по продаже табачных изделий действительно закрыты.
Около часа я ехала на трамвае №34 — от платформы Новогиреево до 16-й Парковой улицы, пересекая практически весь Восточный округ. И за всё время не увидела ни одного открытого табачного киоска — теперь курильщики могут купить сигареты лишь в точках с торговым залом.