Корреспондент «ВО» попросила психолога проанализировать несколько известных мультиков
Сложно найти ребёнка, который не любит смотреть мультики, но далеко не всякий персонаж может стать хорошим примером для дошколёнка. Мы попросили детского психолога центра помощи семье и детям «Косино-Ухтомский» Наталью Воронцову посмотреть несколько серий современных мультфильмов.
«Маша и Медведь»
Посмотрев один из самых популярных мультиков нашего времени — «Маша и Медведь», психолог пришла к выводу, что мультяшная Маша — не лучший пример для подражания.
— Девочка Маша ведёт себя как гиперактивный ребёнок, постоянно бегает, балуется, кричит, часто ведёт себя нагло. Если считать, что Медведь — это прообраз взрослого человека, то Маша ведёт себя с ним, мягко говоря, некорректно. Она считает, что Медведь должен выполнять все её прихоти, а иначе закатывает истерику и в итоге добивается своего, — поясняет Наталья. — Малыши могут взять этот образ за образец для подражания, ведь дети дошкольного возраста копируют то, что видят, в том числе и поведение персонажей мультиков.
«Свинка Пеппа»
Не в восторге психолог осталась и от популярного мультфильма «Свинка Пеппа».
— Семья, которая представлена в мультике, является подобием человеческой семьи, ведь они носят одежду, сидят за столом, ходят в магазин и на работу, но дети в этой семье ведут себя крайне невоспитанно. Пеппа проявляет неуважение к отцу, называет его толстым и глупым, при этом вся семья над этим смеётся — это просто недопустимо, — говорит психолог. — Кроме того, персонажи совсем не похожи на свиней, детей младшего возраста это может ввести в заблуждение, ведь восприятие у них ещё не полностью сформировано. После этого мультика неплохо показать ребёнку, как на самом деле выглядит свинья.
«Лунтик»
А вот «Лунтик» психологу приглянулся.
— Это добрый мультик. Сам Лунтик очень отзывчивый, всегда придёт на помощь, уважительно относится к старшим, умеет дружить, он — положительный герой. Есть здесь и отрицательные персонажи — это гусеницы, они ведут себя неправильно, но в конце каждой серии понимают, что были не правы, и извиняются. Есть здесь, например, Корней Корнеевич — воплощение мудрого взрослого, который даёт правильные советы.
По мнению Натальи, в этом сериале все акценты расставлены правильно.
Смотрим вместе
Какой бы мультик ни смотрел ребёнок, взрослый должен разъяснить и обсудить вместе с малышом поведение персонажей. Дошколятам точно не стоит смотреть мультики-страшилки, где много агрессии и насилия, или те мультики, где персонажи слишком сильно озорничают. Обратить внимание стоит и на поведение ребёнка после просмотренного мультика. Если после серии он становится капризным или начинает сильно озорничать, это не самый лучший для него мультфильм. Но запрещать его просмотр Наталья Воронцова не советует, лучше посмотреть одну серию вместе с ним и объяснить, кто из персонажей ведёт себя плохо.
Не более часа в день
Кстати, современные дети не любят смотреть советские мультики. Дело в ускорившемся ритме жизни, считает психолог.
— Дети тоже включены в это ускорение: много кружков и секций, быстрая смена деятельности, мультики подстраиваются под них. Сейчас они более красочные, динамичные, в них более насыщенные сюжеты, — поясняет психолог. — Однако частое мелькание ярких картинок раздражает психику маленьких детей и может повлиять на развитие гиперактивности.
Детям до трёх лет ВОЗ вообще не рекомендует смотреть мультики, напоминает Наталья Воронцова. Старшим дошколятам можно их смотреть максимум полчаса в день, младшим школьникам — час.
— Однако и совсем запрещать смотреть мультики не стоит: они тоже важны для формирования мировоззрения, помогают им наладить коммуникацию, ведь дети обсуждают мультфильмы и играют, примеряя на себя роли персонажей.