Круговорот снега под землей
Раннее утро. Перед воротами выстроилась длинная очередь из самосвалов, гружёных снегом. Пытаюсь посчитать – их тут более двадцати, и они продолжают прибывать. В аншлаговом круголосуточном режиме снегоплавильный пункт работает уже не первую неделю – с начала снегопадов. А обслуживает пункт всего три человека: каждый отрабатывает 12-часовую смену, затем его сменяют.
Первый этап – оформление документов. Водитель каждого прибывшего грузовика подает оператору снегоплавильного пункта путевой лист и магнитную карту – именно так проводится учёт количества автомобилей и объёма привезённого снега. После оформления документов грузовик со снегом направляется на площадку сброса.
Технически снегоплавильный пункт устроен очень просто. Привезённый снег самосвал вываливает на роторно-молотильную дробилку, которая буквально за пять секунд на моих глазах перемалывает целый самосвал снега! Для крупного мусора, который окажется в снегу, под дробилкой установлены решётки. А раздробленный снег тем временем попадает в снегосплавную камеру. Даже в лютые морозы температура воды там равна +18 – сточная вода подается из городской канализации. Туда же, обратно в канализацию, возвращается растопленный снег, предварительно пройдя очистные сооружения Мосводоканала. В среднем, машина подходит к дробилке каждый 3-5 минут…
Все стало экологичнее
Беседуем с Алексеем Бойковым, заместителем начальника службы эксплуатации снегосплавных пунктов АО «Мосводоканал». В этой сфере он работает с 2002 года, то есть, с момента появления сети снегоплавильных пунктов, и знает про уничтожение снега всё.
– Изменилось ли что-то в техническом оснащении снегоплавильных пунктов? – интересуюсь я.
– Почти ничего. До того, как в Москве был организован процесс снегоплавления и сброса в канализацию, снег просто сбрасывали в Москву-реку и Яузу, что не лучшим образом сказывалось на качестве речной воды. Теперь все стало экологичнее. Что касается техники, то пока ничего нового изобретать не нужно: роторно-молотильная дробилка выполняет всю необходимую работу.
400 кубометров в сутки
На сегодняшний день в Москве работает 35 снегоплавильных пунктов, и 8 из них находятся в нашем округе. Так сложилось исторически: у нас наибольшее скопление коллекторов, а подобные пункты строятся именно на них.
На вопрос о том, сколько в среднем снега перерабатывает пункт на Оленьем валу в сутки, Алексей Бойков уверенно отвечает:
– Во время последних снегопадов перерабатывали более 400 тысяч кубометров. С учётом того, что средний объем кузова самосвала – 21 кубический метр, можете себе представить количество прибываемых машин.
– Есть ли у вас приметы и традиции? – не удержалась я от вопроса на прощанье.
– Чем больше снега, тем меньше спим, – смеется Алексей. И поясняет: руководители практически круглосуточно объезжают снегоплавильные пункты – следят за работой, контролируют.
Кстати, в теплую погоду, когда снег тает, снегоплавильный пункт продолжает работу. Дело в том, что во время снегопадов машины часто разгружают снег на площадках временного складирования. Вот его и везут уничтожать в момент оттепели.