«За год был отреставрирован замечательный памятник искусства. Сегодня он открывается для массового осмотра и посещения», — обратился к посетителям Собянин.
Как известно, горельеф, посвященный трудовой славе советского народа, считался потерянным, поскольку в 60-х годах прошлого века его скрыли от глаз посетителей по политическим соображениям. Как отметил Собянин, панно было забито фанерой, а вдоль образовавшихся стен были установлены торговые павильоны. Однако два года назад горельеф был обнаружен, и Правительство Москвы поручило произвести его реставрацию, которая успешно завершилась в конце прошлого года. По словам столичного градоначальника, открытие горельефа Вучетича для массового осмотра является значительным для культурной жизни Москвы событием.
План по реставрации объектов ВДНХ на 2016 год включает в себя в том числе реставрацию 14 фонтанов Центральной аллеи, а также фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок». Также планируется комплексная реставрация арок Северного и Главного входов, павильонов № 58 «Земледелие, бывший Украинская ССР», № 27 «Физкультура и спорт», № 84 «Колхозный дом культуры» и других исторических объектов.
В настоящее время горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!» находится в павильоне ВДНХ «Центральный» в зале №9, который раньше назывался «СССР в борьбе за мир во всем мире». Впервые горельеф был представлен в 1954 году, над его созданием работал коллектив из 8 скульпторов во главе с Евгением Вучетичем; создание панно заняло около 3 лет.
На панно можно увидеть торжественное шествие людей разных профессий, возрастов и национальностей на фоне крупных сооружений эпохи социализма. Установлено, что прототипами фигур, изображенных на горельефе, послужили реальные люди.
В 60-х годах XX века по политическим соображениям горельеф был изъят со всеобщего обозрения как не соотвествующий требованиям эстетики. В 90-е годы павильон был превращен в торговую площадку, его стены были дополнительно обшиты фанерой, в результате чего гипсовые фигуры горельефа были повреждены, в том числе некоторые элементы утрачены полностью.
Обнаружили панно в результате ремонтных работ в павильоне в 2014 году. Указом мэра Москвы он был отреставрирован за счет средств столичного бюджета: были восстановлены поврежденные фрагменты скульптур, удалены загрязнения и инородные надписи, укреплены отдельные фрагменты, воссоздан авторский цвет и тон.