Столичная система образования вошла в топ-10 лучших в мире, о чем мэр Москвы Сергей Собянин сообщил непосредственно на общегородском открытом педсовете.
В частности, Собянин отметил, что Москва входит в число лидеров по таким показателям, как математическая и читательская грамотность.
По мнению мэра, большую роль в функционировании системы образования Москвы сыграли изменения, внесенные в систему финансирования этой отрасли.
«Мы, конечно, должны выходить уже на другой уровень, не только конкурируя со своими коллегами из других регионов страны, но и конкурируя с лучшими образовательными системами мира», — подчеркнул Собянин.
«Однако рейтинги нужны не ради рейтингов, и наше образование должно соответствовать не столько «международным стандартам», сколько интересам и потребностям нашего государства и общества, отечественной экономики», — прокомментировала директор общеобразовательной школы Любовь Духанина.
Основными факторами обеспечения высокого качества школьного образования в Москве являются:
- система финансирования школ по единым подушевым нормативам в зависимости от количества учащихся (деньги следуют за учеником), что позволяет всем учебным заведениям нанимать квалифицированные педагогические кадры;
- эффективная система оплаты труда педагогов, стимулирующая качественную и результативную работу;
- создание крупных образовательных центров, которые предоставляют учащимся максимально широкий выбор образовательных траекторий, профилей обучения
и т. п. ;
- регулярное переоснащение школ современным учебным оборудованием;
- комплексная интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, использование возможностей городской среды для обучения и развития школьников;
- система мотивации к достижению высоких образовательных результатов на уровне отдельных школьников (олимпиады), учителей (премирование за высокие образовательные достижения учеников) и школ в целом (рейтинги, гранты);
- система независимой диагностики качества образования, начиная с первых классов школы, позволяющая выявлять и при необходимости корректировать образовательные результаты школьников на максимально раннем этапе;
- участие родительской общественности в управлении школами (управляющие советы).
В мае 2016 г. Правительство Москвы в сотрудничестве с Директоратом образования и учебных достижений Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провело первое исследование качества образования в школах города Москвы по стандартам PISA.
Тесты PISA призваны оценивать функциональную грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в таких сферах, как чтение, математика и естественные науки. Акцент в тестах сделан на выявлении творческих навыков учащихся, критического мышления и способностей решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях.
В общей сложности тесты PISA включают 141 вопрос,
Программа PISA действует с 2000 г. и в настоящее время охватывает 65
Общее тестирование проводится 1 раз в 3 года по выборке, включающей более 500 тысяч учащихся.
В тестировании приняли участие более 42 000 учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (всего в Москве 630 школ). В основном, в тестировании принимали участие ученики