Вверх по лестнице, бегущей вниз
Уникальный тренажёр для подготовки пожарных расположен в районе Косино-Ухтомский. На территории Пожарно-спасательного отряда 211 смонтирована теплодымокамера (ТДК). Она имитирует условия, максимально приближённые к настоящему пожару: жарко, ничего не видно и неожиданные препятствия на каждом шагу.
Надеваю штаны и куртку из плотного негорючего материала со светоотражающими лентами, пожарные называют эту форму боёвка. Ещё фонарь, перчатки-краги, широкий пожарный пояс и специальная обувь.
Перед тренировкой — небольшая разминка. Напротив входа в дымокамеру помещение со спецтренажёрами. Вот представьте: вы поднимаетесь по шведской стенке, а ступеньки начинают двигаться вниз, как эскалатор. Чтобы добраться до верха, нужно приложить двойное усилие.
Дышим сжатым воздухом
Самое важное из снаряжения пожарного газодымозащитной службы (ГДЗС) — это дыхательный аппарат. Один вдох без него на реальном пожаре может стать смертельным. Пожарный дышит сжатым воздухом, который подаётся в герметичную маску из баллона. А сам баллон — на спине. Я и мой напарник Иван под руководством сотрудников ПСО-211 проверяем, работают ли аппараты, а затем открываем вентиль баллона и делаем по первому глотку воздушной смеси.
Где напарник Ваня?
За дверью ТДК меня сразу окутывает белый дым, почти ничего не видно — только луч фонарика выхватывает фрагменты чёрной клетки — лабиринта. Проходы очень узкие, даже мне в боёвке и с аппаратом приходится большую часть пути преодолевать ползком.
Видимость — «ноль», внезапные люки, лазы, ступеньки. Впереди узкий проём — снимаю аппарат и протискиваю его перед собой. Готово. Чтобы пролезть дальше, нужно подтянуться на руках. И тут вдруг — тупик! Шарю руками — кругом решётки, а проёмов нет! Тут ещё сирена завыла… Дергаю левой рукой решетку: на себя, от себя… Открылась! Здесь ни на секунду нельзя терять самообладания.
Вдруг голос сверху: — Первый! Где твой товарищ?
А, правда, где Ваня? Вани нигде нет. В азарте я совсем забыла про коллегу. На реальном пожаре в дыму пожарные идут звеньями из трёх человек и никогда не теряют из вида товарищей, а на сложных пожарах идут на сцепке: пристегивают карабины на своих поясах к общей петле из негорючего материала. Мне же пришлось возвращаться и искать Ваню в дыму. Вместе поднимаемся на второй этаж. Вдруг чувствуем: у нас над головой чья-то рука свисает с решётки. Манекен найден. Докладываю об этом по рации. «Спасать» его будет другое звено, а мы выходим на свежий воздух.
Страшнее всего — детский плач
Пока мы ползали по лабиринту, сотрудники следили за нами по видеокамерам. Наша тренировка была несложной: профессиональные пожарные спасают из лабиринта не только манекены, но и своих товарищей, у которых, к примеру, «сломана» нога.
Кстати, дым в ТДК не опасный, он на основе глицерина. А светошумовые эффекты очень натуральные, тут и вспышки, и треск пламени, и вой собак. Тяжелее всего, как говорят сами пожарные, слышать детский плач.
Автор выражает особую признательность Департаменту ГОЧСиПБ Москвы за содействие в подготовке материала.