Дата рождения – «1905» – по сей день украшает кирпичное здание заводоуправления на ул. Матросская Тишина, 15/17. Тогда, в год первой русской революции, здесь открылись Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские, ныне «СВАРЗ» —Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод ГУП «Мосгортранс».
Мастерские на канавах
Здесь возвращали к жизни первые московские трамваи, которые тяжело отвоевывали городские улицы у неторопливой конки. В 1915 году, в разгар Первой Мировой, в мастерских стали делать артиллерийские снаряды и гранаты для траншейных орудий. А осенью 1917-го местные пролетарии составили костяк революционных отрядов. Некоторые погибли в боях с юнкерами — именами рабочих Сергея Барболина и Анания Жебрунова названы улицы в Сокольниках.
Именно для рабочих СВАРЗа знаменитый архитектор Константин Мельников построил в 1929 году свой шедевр – здание ДК им. Русакова на Стромынке в виде шестерёнки. Теперь там театр Романа Виктюка, а когда-то был музей истории СВАРЗа. На заводе с 1920-х годов издавалась своя газета «На канавах» (впоследствии «Сварзовец»). Столь оригинальному названию она обязана длинным углублениям в полу ремонтных цехов.
По главной улице – с «гармошкой»
О работе завода во время Великой Отечественной войны наша газета рассказывала летом прошлого года.
– После Победы, когда надо было обеспечить трамваями Москву, их выпускал Тушинский завод, а колёсные тележки делал СВАРЗ, — рассказывает ветеран завода, заместитель главного конструктора Александр Воронцов. – В 1950-60-е годы помимо ремонта трамваев, автобусов и троллейбусов завод активно осваивал новую продукцию. Кроме разнообразной коммунальной техники конструкторы СВАРЗа разработали первые в Европе сочленённые троллейбусы, или, как в народе говорили, с «гармошкой». Эти красавцы, выпущенные заводом, колесили по улице Горького. Специальные троллейбусы сконструировали и изготовили для ВДНХ. Мы делали всё, что требовало коммунальное хозяйство Москвы: киоски «Союзпечать», телефонные будки, остановочные павильоны (некоторые из них стоят в отдалённых районах до сих пор), лебедки и кабины лифтов, аттракционы для Парка им. Горького. К Олимпиаде 1980 года по заказу МВД сделали для сотрудников ГАИ постовые павильоны со всеми удобствами, которые разместили на всех выездах из столицы.
«Пещерный поезд» и диагностика
– В середине 1990-х, когда стало плохо с «Икарусами», мы спроектировали и стали делать автобусы СВАРЗ-6240 с тракторными двигателями, – рассказывает Александр Сергеевич. – А несколько лет назад восстановили уникальный туристический поезд для Ново-Афонской пещеры в Абхазии.
Пару лет назад совместно с белорусским автогигантом МАЗ здесь стали выпускать новейшие троллейбусы СВАРЗ-МАЗ. Сделали более ста штук – некоторые сейчас ходят по Кутузовскому проспекту.
Сейчас на заводе около 500 сотрудников. Занимается он, в основном, капремонтом отдельных агрегатов трамваев, автобусов и троллейбусов и техобслуживанием
– Как и 100 лет назад, ремонтируем трамвайные тележки, — говорит Александр Воронцов. — Совместно с немецкой фирмой организован участок по ремонту гидромеханически
х передач (АКПП) автобусов, где работают специалисты высочайшего класса, слесари с высшим образованием. Кроме того, все автобусы, которые закупает «Мосгортранс», перед выходом в город проверяются на нашей диагностической линии.