X

Стас Михайлов: «Бог открывает калитку, когда ты готов идти»

Стас Михайлов: в мегаполисе сложнее выступать. Фото: kremlinpalace-org

Известный артист в преддверии Нового года поделился с нами самым сокровенным

Стас Михайлов в представлении не нуждается. Это один из тех артистов, у которого аншлаги на концертах, а гастрольный график расписан на год вперед. У Михайлова есть претензии к журналистам, поэтому он их не очень жалует и обычно отказывается от интервью. Но на этот раз, в канун Нового года, решил сделать исключение. И постарался максимально откровенно ответить на все вопросы. И даже раскрыл некоторые секреты: почему он, например, отказался от участия в некоторых популярных шоу. И как ему удается поддерживать прекрасную физическую форму.

Критики и Есенин

— Стас, известно, что журналистов вы недолюбливаете, и даже выиграли несколько судов у СМИ. Вы негативно относитесь к любой критике?

— Нет, критику я нормально воспринимаю — но здоровую, то есть, от людей, которые сами из себя что-то представляют, от профессионалов. Потому что есть критики, а есть — как я их называю, бездельники, которые сами ничего в этой жизни не сделали. Мне однажды пришло письмо с критикой, на песню «Не держи меня» на стихи Сергея Есенина. Общий смысл того послания: как так можно писать? Человек даже не удосужился посмотреть, кто автор слов в этой композиции. Ну и как я должен на это реагировать? Человек, который критикует, должен быть компетентным в данном вопросе.

— Вы как-то говорили, что вы по натуре авантюрист. Какой поступок в своей жизни считаете самым авантюрным?

 — Я такое говорил? Вы, наверное, что-то интерпретировали по-своему. Хотя, может быть, своего рода авантюра – пускаться в какие-то проекты незнакомые, новые. Я этого не боюсь. Все равно публичного человека в обществе оценивают по-разному. Кто-то будет критиковать, а кто-то, наоборот, восторгаться… И он всегда под прицелом прессы. Что бы ты ни делал…

Этот «Голос»

— Сейчас все смотрят проект «Голос», который открывает никому не известных талантливых артистов. Как вы считаете, есть ли какой-то шанс у этих людей стать очень популярными?

 — Что такое проект «Голос», вообще слово «проект»? На первом месте, на мой взгляд, не проект, а личность. Личности – это Магомаев, это люди, которые выходили из народа, которые, может быть, не проходили в какие-то проекты, но стали и остаются популярными: Лев Валерианович Лещенко, Иосиф Кобзон. Такие люди, современники наши, которые создали себя сами. Юрий Антонов, которого в свое время слушала вся страна, и есть его песни, которые поют и сейчас. Я редко смотрю телевизор, но когда мне показывают, когда я вижу такое количество талантливых людей, которые поют, потрясающе поют — то я удивлен тем: сколько у нас людей, которые имеют право занимать свое место на сцене! Но для любого исполнителя важно песенное направление, ниша, в которой он будет жить творческой жизнью потом, после проекта. И вот это — самое сложное. Пусть все проекты существуют, пусть все будет — у меня спор только по детскому «Голосу». Я против этого шоу.

— Почему?

 — Потому что они там ревут, плачут. Ребенку с детства начинают говорить, что он талантливый, а потом жизнь может сложиться неизвестно как… И главный момент: есть ли в человеке харизма и востребованность в плане творчества? Если это есть, то он пройдет и так любые препятствия и сложности. Мне всю жизнь говорили: ты не будешь петь никогда. А я все равно пою… А что касается шансов стать популярными… Это проблема практически всех продюсеров, и у меня в продюсерском центре она есть… Мы когда встречаемся – разговариваем на эту тему, обсуждаем… Человеку можно дать сцену, деть эфир – телеканалы, радио, рейтинги — не работает ни один рецепт! Или ты нужен — или ты не нужен.

— А вы не хотели бы стать членом жюри «Голоса»?

 — Мне предлагали несколько таких альтернативных программ. Кстати, руководство программы «Голос» первыми мне это предложили, спасибо. Я отказался, в связи с моей загруженностью — просто не хочу разрываться. Я же живой человек — на детей, на семью не бывает времени… И потом, надо понимать, ради чего мы это делаем. Если мы выпускаем человека из проекта, и он живет дальше как творческая  единица, как личность – это одно. А если рассматривать только коммерческую сторону — то это уже другое. Но я бы не сводил со счетов и внутренний душевный человеческий подход к участникам этих проектов. Они ведь ждут, чтобы ты им помог сделать то, ради чего они приходят — чтобы ты сделал их звездами, они героями хотят стать. Главное — им самим надо понимать, зачем они туда приходят. Если ради славы, и это хорошие амбиции, то не надо бояться об этом говорить. Но это не должно быть первостепенным. Главное – это творчество, желание удивлять публику, быть артистом. А деньги и слава – это всего лишь сопутствующие факторы.

Формула успеха

— Скажите, а как вы пишете свои песни? С чего начинаете?

 — Творческий процесс — это таинство. Что-то должно совпасть, сложиться: жизненные обстоятельства, определенная атмосфера сердца, событие какое-то, какой-то миг… Может быть, фраза ключевая… И у меня сразу возникают музыка и стихи. Я не могу писать отдельно стихи, если я пишу — сразу пишу с музыкой. Я не продумываю темы — это откуда-то сверху дается, это таинство…

— А можно как-то заранее определить: вот эта песня будет популярной?

 — Хит просчитать невозможно. Ничего не надо делать специально — надо жить этим, проживать это. Когда мне в начале моего творческого пути пытались навязать разные образы, я слушал, слушал, потом плюнул на это все, и перестал слушать. И стал делать не то, что в угоду моде, стилю, а то, что мне ближе по душе. И это обрело жизнь. И я понял, это лучше – делать так, как ты видишь. Но я со временем меняюсь. Если вы возьмете мои записи 1997 года — то вы увидите, как они отличаются от того, что я пою сегодня. Мне интересно меняться, мне интересно пробовать. Я всегда говорю так: как Бог дает, так я пишу.

— Но какой-то рецепт, секрет успеха у вас же должен быть?

— Нет такого рецепта. Рецепт один: никого не обманывать. Я единственное, что посоветую: надо верить в свои силы и четко понимать, зачем вам сцена, эстрада, зачем вам вся эта музыкальная жизнь. Необходимо именно понимание. И не забывать о том, что у каждого свой путь. У меня он был настолько длинным, что вряд ли кто из молодых людей сейчас об этом думает, начиная карьеру. Прошло более 20 лет, чтобы я смог стать нужным — не звездным, а именно нужным. Это очень важно.

Немного о спорте

— Как вы относитесь к спорту? Нужно ли поддерживать физическую форму?

 — Обязательно. Если я брошу заниматься спортом, меня сразу разнесет. С утра встал — дорожка, велосипед. Плавать не люблю. Хотя на юге родился, плавать не люблю. Никаких диет, о которых пишут. Правильно сочетать белки с углеводами. Правильное питание. Лучше не есть после 18.00. Вот и весь рецепт.

Публика в зале

— Говорят, есть глаза в зале, которые артист ищет, чтобы видеть отражение эмоций.

 — Эмоции, глаза — это бы я немножко в сторону отодвинул. Есть атмосфера зала, которая очень чувствуется на сцене. Она с первого дыхания начинается. Это любой актер скажет. Наверняка здесь присутствует фактор твоего настроения. И люди разные, конечно. Большие города, они, не то, чтобы более амбициозные — они больше видели. В мегаполисе сложнее выступать, потому что зрители видят каждый день разных артистов. Когда он выходит на сцену, они думают: что же он нам сейчас покажет, чем удивит? Если только это не твои настоящие поклонники, конечно, которые тебя любят любого. Слава Богу, что дал мне людей, которые ко мне приходят не фанатично кричать, а слушать. Это обычные люди, которые со мной вместе радуются, переживают все эти эмоции — они слушают, и что-то с ними происходит, и они меняются, и я меняюсь вместе с ними…

— Как складывались ваши отношения с публикой? Всегда ли они были такими гладкими и прекрасными? Есть же люди, которые, например, перестали быть вашими поклонниками.

 — Это хороший очень вопрос. На самом деле он философский. Есть такое понятие: от любви до ненависти один шаг. Это не вина артиста, это не вина общества. Самое глупое – начинать ругать общество, людей, которые тебя перестали слушать. Мне кажется – но это мое субъективное мнение: если ты правильно расставляешь в жизни приоритеты и если у тебя на первом месте Бог – все остальное, в принципе, само встанет по местам… И человек на сцене – он же донор, он отдавать должен, и какую ему оценку сложит общество – это удел общества, и не артисту судить, хорошее общество или плохое. Если это происходит, что тебя перестали слушать — значит, что-то с нами, артистами, не так, а не с ними. Другое дело, что эпоха одного артиста не будет длиться вечно. Сейчас очень много молодых, талантливых людей, которые начинают жить по-другому, у них мышление совершенно другое, они хорошо ориентируются в современной музыке… Это не значит, что надо говорить: все, что было до нас — ерунда, а мы — хорошие… Да и осуждать коллег по шоу-бизнесу, вообще обсуждать общество, людей — это некорректно. Не надо ни на ком ставить клеймо никакое, мы не имеем права этого делать. Все люди — разные. Я ровно такой человек, как это общество, потому что я родился в простой семье. Папа — летчик, мама — медсестра. Никто не родился в костюме от кутюр.

— Ваш директор прошел с вами огонь, и воду, и медные трубы…

 — К сожалению, удел продюсеров, людей, которые ищут таланты, таков… Хотя есть у нас и такие, что они берут людей — и делают из них проекты… Я не мог бы иметь такого продюсера — я сам все делал… Но умение найти, в общем-то, не ценимое прессой в тот момент, очень ценно… Может быть, моя жизнь сложилась бы по-другому… А может быть, меня бы и не было — потому что не готов человек в 20 лет к каким-то таким особым достижениям… Бог открывает калитку, когда ты готов идти.

 

Categories: Интервью
annasyrtseva :