В феврале этого года отмечается 110 лет со дня рождения Дмитрия Кедрина, автора исторических поэм «Зодчие», «Конь», «Ермак», драмы «Рембрандт», множества замечательных стихотворений, в том числе «В Перово пришла подмосковная осень». Он погиб через четыре месяца после конца войны в Вешняках, неподалеку от платформы. Поэту было 38 лет. О загадке жизни, творчества и смерти Дмитрия Кедрина «ВО» рассказала его дочь, литературовед, переводчица, поэтесса, автор книги об отце Светлана Кедрина.
Происхождения не скрывал
В конце 1930 годов, когда писателя Алексея Толстого в очередной раз назвали красным графом, он возмутился: «Почему только я? У нас и другие литераторы дворянского происхождения имеются». «Это кто, Алексей Николаевич?» «Да вот Дмитрий Кедрин, поэт».
Дед Дмитрия Кедрина по матери — польский шляхтич Иван Иванович Руто-Рутенко-Рутницкий. В 1907 году его младшая дочь Ольга вне брака родила мальчика, которого — чтобы дать ребёнку фамилию — усыновила её старшая сестра Людмила, она была замужем за офицером в отставке Борисом Михайловичем Кедриным.
Из своего происхождения Кедрин никогда тайны не делал.
Посадили за недоносительство
Не скрывал он и другие обстоятельства. Так, в 1931 году, переехав в Москву из Екатеринославля (сегодня — Днепропетровск), поэт указывает в анкете, что недавно вышел из тюрьмы.
— Отец его друга — белый генерал — жил в Чехословакии и прислал сыну в Днепропетровск в качестве сувенира старинное оружие. Кедрин не побежал доносить о посылке — это сделали другие — и получил два года, правда, отсидел меньше — 14 месяцев.
В Москве Дмитрий Кедрин постоянной работы не нашёл. Устроился в многотиражку Мытищинского вагоностроительного завода. Семья перебралась в Черкизово — поселок недалеко от станции Тарасовка по Ярославской железной дороге, в маленькую комнатку без удобств.
«Ты еще об этом пожалеешь!»
Недоносительство — точнее, отказ от предложения «стучать» на знакомых — стало одной из причин трагедии, случившейся 15 сентября 1945 года недалеко от станции Вешняки, считает дочь поэта.
— В начале сентября к нам в Черкизово приехал один из давних — ещё по Екатеринославлю — знакомых отца, не хочу называть его фамилию. Начался их разговор спокойно, но через некоторое время отец распахнул дверь и спустил гостя с крыльца. Тот упал, а вставая и отряхиваясь, произнес: «Ты ещё об этом пожалеешь!». По всей видимости, приятель, сотрудничавший с органами госбезопасности, предложил присоединиться и папе, но получил от ворот поворот.
Выбросили из электрички
А спустя несколько дней — 18 сентября — Кедрин поехал в Москву и не вернулся. На следующий день Людмила Ивановна бросилась его искать. Через три дня в морге недалеко от Бауманской ей показали фотографию избитого человека, она узнала мужа. Его выкинули из электрички недалеко от платформы Вешняки, ребра и кости сломаны. Когда его нашли, он был ещё живой, но до больницы довезти не удалось — умер.
Как Кедрин попал на Казанскую ветку вместо Ярославской? Кто на него напал? За что его избили — прямых ответов на эти вопросы нет до сих пор. А косвенных, по мнению дочери поэта, предостаточно.
Могила поэта находится на Введенском кладбище в Лефортове. Под трёхсотлетним дубом стоит памятник из лабрадорита — поставили вскоре после похорон за счёт Союза писателей.
Кабинет за ситцевой занавеской
Память об отце для Светланы Дмитриевны связана с его письменным столом. Чёрный, дерматиновый, с фигурными ножками и выдвижным ящиком, он стоит у неё в квартире в Авиационном переулке.
— Стол купили в 1936 году в Черкизове, кабинет отца был за ситцевой занавеской. Мама подарила ему мраморный чернильный прибор. Справа папа поставил портрет Бунина, слева лежала стопка бумаги. За этим столом отец написал всё своё самое лучшее.