Усадьба «Кусково» стала съёмочной площадкой для культовых российских фильмов
Почему режиссёры так любят Кусково? Всё просто: здесь сохранился деревянный дворец графа Шереметева XVIII века и единственный в Москве французский парк. Если надо снять дореволюционную Россию или, скажем, Европу — это в Кусково.
Заменитель заграницы
Па аллеям того самого единственного французского парка Александр Калягин удрал от полицейских в самом начале фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). После сцены погони камера акцентирует внимание зрителя на Голландском домике усадьбы, где якобы происходят все дальнейшие события в фильме. Конечно, интерьерные съёмки проходили в другом месте, а дом использовали для создания образа старой доброй Англии.
Режиссёры Алов и Наумов разглядели в Кускове Голландию XVI века. Натурные съёмки для фильма «Легенда о Тиле» (1976) частично проходили здесь. Евгению Леонову по сюжету фильма даже пришлось искупаться в пруду Кусковского парка, а съемки проходили зимой.
Андрей Миронов искал здесь клад
Чаще прочих актёров в Кусково приезжал Андрей Миронов. Сначала в паре с Олегом Табаковым снимался в ленте «Достояние республики» (1971), а после уже в компании Анатолия Папанова снимался для фильма Марка Захарова «Двенадцать стульев» (1976). Именно здесь Бендер в исполнении Миронова искал мебельный гарнитур мадам Петуховой, а Воробьянинов-Папанов приглашал на свидание Лизу — старинную усадьбу киногруппа преобразовала в «Музей мебельного искусства».
Примечательно, что спустя десятилетия в Кусково приедет уже дочь артиста Мария Миронова. Правда, на этот раз по личному делу — она отпраздновала в усадьбе свою свадьбу.
Олег Табаков нарушал правила в музее
Зрителю об этом никогда не расскажут, но съёмки в музее — своеобразный вид холодной войны между киношниками и музейными работниками: первые хотят любой ценой получить красивую картинку, вторые — сохранить музейные экспонаты.
— Все время съёмок на площадке находятся сотрудники музея. Следят, чтобы не был нанесен вред музейным предметам, чтобы не было соблазна использовать экспонат в качестве реквизита, — говорит научный сотрудник рекламно-просветительского отдела музея-усадьбы «Кусково» Светлана Шапковская.
Тем удивительнее выглядит в фильме «Достояние республики» эпизод, в котором Олег Табаков приподнимает от стены одну из картин, чтобы (по сюжету фильма) удостовериться в её подлинности.
Та самая картина и по сей день висит на том самом месте.
Свечи не зажигать!
Для съёмок во дворце есть ряд запретов: не гримировать и не пользоваться лаками для волос в залах дворца, не использовать открытый огонь на съёмках (очень хочется зажечь свечку — нельзя). Нельзя ходить в обычной обуви по паркету дворца, т.к. паркет сохранился со времен графа Шереметьева.
Когда во дворце снимали сцену свадьбы дирижёра Шнипперсона и американской поданной Абзац, музейные работники настояли, чтобы у всех артистов подошвы были подбиты войлоком. Главным героям подбили, а массовку, чтобы не мучиться, режиссер Владимир Меньшов приказал обуть в обычные музейные тапочки. Если приглядеться, в кадре это видно.
Евстигнеев играл с листа
Светлана Дружинина снимала в Кускове «Тайны дворцовых переворотов» и «Гардемаринов». Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, сильно болел и в репетициях не участвовал. Он выходил в кадр, не зная текста, играл с ходу под суфлера и делал это безупречно.
Говорят, страсти кипели не только в кадре, но и когда камеры выключали. Романы вспыхивали между известными артистами и молодыми музейными работницами. Дело дошло до свадьбы: одна из девушек вышла замуж. Не за звезду кино, правда, за кинооператора.