В этом году в Москве на две сотни городских маршрутов вышли машины коммерческих перевозчиков, оснащённые валидаторами. Как и всякое новшество, эта реформа вызвала у пассажиров множество вопросов. На самые типичные из них ответил корреспонденту «ВО» Сергей Дьяков, руководитель ГКУ «Организатор перевозок», контролирующего работу перевозчиков.
— Сергей Сергеевич, расскажите, для чего в городе введена новая модель управления коммерческими перевозчиками?
— Прежде всего, для того, чтобы на маршрутах любых перевозчиков действовала единая городская билетная система. Пассажирам стало удобнее: везде можно использовать привычный билет. Тем, кто ездит регулярно, проезд обходится дешевле, чем в старых «маршрутках», а льготники ездят по соцкартам.
— Читатели часто спрашивают нас, почему на тот или иной маршрут вышли машины другой вместимости, чем прежде? Причём на некоторых маршрутах вместо привычных больших автобусов заработали более компактные машины.
— Вместимость машин и интервалы всегда рассчитываются исходя из пассажиропотока. С годами ситуация на многих старых маршрутах изменилась: на одних появились новые объекты, до которых нужно добраться, и пассажиропоток возрос, на других он, наоборот, уменьшился из-за того, что рядом открылась новая станция метро.
При одинаковом пассажиропотоке более компактные и экономичные машины могут ходить чаще, чем большие. Наконец, они манёвреннее, и меньше зависят от заторов.
Но на 50 нагруженных маршрутах, наоборот, вместо старых небольших «маршруток»- микроавтобусов заработал подвижной состав большей вместимости, чем прежде — средней либо большой (не менее 85 мест). В ВАО это маршруты №№21К, 83, 314, 340, 409, 417, 502 и 702.
— Многих интересует, где узнать порейсовое расписание новых маршрутов? Там, где интервалы составляют минут 20 и более, пассажиры хотят знать, когда именно придёт автобус.
— Сейчас идёт технологическая работа по подключению новых маршрутов к приложению Яндекс.Транспорт. Предполагается, что уже в этом году движение автобусов коммерческих перевозчиков будет отображаться в нём так же, как сейчас движение машин ГУП «Мосгортранс». Ожидаемое время прибытия машин маршрутов, работающих в рамках новой модели, со временем будет выводиться и на электронные табло на остановках — опытная эксплуатация этой системы начнётся уже в октябре.
— Но смартфонами пользуются не все, а табло установлены не на всех остановках…
— Разрабатываются остановочные павильоны нового типа. По мере замены старых павильонов современными, с большой площадью для размещения информации, мы сможем в необходимых случаях вывешивать на них расписание по данной остановке. Но замена остановок — работа, рассчитанная не на один год.
— Некоторые недовольны: раньше можно было попросить водителя остановить прямо у подъезда, а теперь нужно ехать до остановки, а потом возвращаться пешком.
— Высадка и посадка пассажиров вне остановок противоречит ПДД. Это опасно как для самих пассажиров, так и для других участников движения: вспомните старые «маршрутки», водители которых бросались к голосующему наперерез всему потоку! Незапланированные остановки приводят и к нарушению графика движения, а «нагнать» в пути водитель не имеет права: скорость в городе ограничена. Вместо этого мы готовы пойти на увеличение числа остановок там, где это действительно необходимо. От пассажиров уже поступили такие просьбы.
Но возврата к прошлому в любом случае уже не будет. С 15 августа «маршрутки» старого образца работать на внутригородских маршрутах больше не должны, в противном случае перевозчиков будут привлекать к административной ответственности.
Куда жаловаться на работу новых маршрутов?
Перевозчику (его название, телефон и адрес сайта указаны в салоне машины), в ГКУ «Организатор перевозок», в городской Департамент транспорта, в контакт-центр «Московский транспорт» (через форму на сайте transport.mos.ru или по телефону (495) 539-54-54). Чтобы жалоба была действенной, нужно указать все подробности: дату, время, номер маршрута, направление, название или адрес остановки, при необходимости — номер машины.