Первый в мире развлекательно-повествовательный поучительно-воспитательный музей для детей «Кнут и пряник» начал работать в Измайловском Кремле. На открытии экспозиции побывал корреспондент «ВО».
Следуй за кроликом
Идея создания «Музея кнута и пряника» родилась несколько лет назад.
— К нам в Музей истории телесных наказаний пришла группа депутатов во главе с Владимиром Жириновским. Он спросил, какие у нас планы. Я ответил, что хочется адаптировать эту тему для детей, естественно, через игру. Так и появилась идея, — рассказывает основатель музея Валерий Переверзев, создавший ранее и Музей истории телесных наказаний.
Захожу в небольшое помещение. Вверх уходит винтовая лесенка. Пробираюсь по ней. Внизу остается яркий свет – здесь царство приглушенных огней. На меня внимательно смотрят глаза огромного, — в пол моего роста, — кролика…
— Это Федор, — мне навстречу выходит девушка. – Порода немецкий великан. Их часто заводят вместо овчарок. Они живут до 30 лет, а весят до 15 килограмм.
Оказывает, Федор еще очень маленький – ему всего несколько месяцев. Кроме него здесь живут вислоухий сиамский карликовый кролик Дымка, вислоухий альбинос Белочка, ангорская Анна, Рыжик породы «белка» и заяц Серега. Символами музея стали два петуха: падуан Антонио и вельзумер Петруччо. Все зверушки абсолютно домашние и с удовольствием идут на руки. Правда, Петруччо попытался утащить у меня с пальца кольцо.
Дом брошенных кукол
С первой ступени лестницы за мной наблюдают куклы: и пластиковые, одноглазые советские, и авторские ручной работы.
— Это брошенные куклы и забытые игрушки, — говорит Валерий Переверзев. – Я собирал их по всему миру. Тут есть куклы из Мексики, Японии, из стран Европы… Я хотел показать их прежде, чем рассказывать о наказаниях. Потому что они вызывают сострадание. А оно, как сказал Аристотель, делает человека чище.
На шее каждой куклы висит ключ – символ того, что она больше никогда не потеряется.
Примерьте шапку-невидимку
В следующей комнате меня встречают белые голуби. Поднимаю руку, и один их них тут же усаживается мне на пальцы. На постаментах стоят экспонаты: шапка-невидимка, корона принцесс, шляпа барона Мюнхгаузена. Эта комната – часть игровой конструкции.
— Темы страхов и наказаний адаптированы для самого юного зрителя. Мы стараемся вызвать положительные эмоции через выстроенную игровую конструкцию с ручными животными и тактильными арт-объектами, — говорит Валерий.
Ищи потайную дверь
С удивлением оглядываюсь – дальше дороги нет.
— Найдите потайную дверь, — советует мне экскурсовод.
С трудом отыскиваю отъезжающий стенд с куклами.
— Это семейный музей. Он полезен как для детей, так и для взрослых. Детям мы рассказываем о непослушании, правонарушениях, преступлениях и наказаниях. Как в сказках – зло обязательно существует, иначе добру не с кем было бы сражаться. В игровой форме, через сказки, притчи и реальные исторические факты, расскажем о вреде алкоголя и курения, о воровстве, лености, трусости и предательстве и о том, как это осуждалось и наказывалось во всем мире, — объясняет Переверзев. – Но мы не говорим о пытках и казнях.
Передо мной стоят деревянные колодки.
— В средние века, во времена Ивана Грозного, не было тюрем в нашем понимании, то есть исправительно-трудовой системы, — говорит Валерий. — Колодки ставились во дворе. Это не физическое, а психологическое наказание: каждый проходящий мог плюнуть, бросить камень. Но существовало негласное правило: последний, кто касался человека, занимал его место. Метафора «не делай другому того, чего не хочешь себе».
Экспонатов здесь много: дорожка дезертира, всевозможные кнуты, жилетка для охранника средневековой тюрьмы, похожая на панцирь дикобраза, бочки, в которые сажали пьяниц в России и Европе, колодки для сплетниц и для шулеров, книги…
— Вот очень редкая книга «Наказы ее императорского величества Екатерины II самодержицы всероссийской, данные комиссии о сочинения проекта нового уложения», — показывает Валерий древний фолиант. – Ее размышления о недопустимости смертной казни, пыток, призывы к воспитанию и совестливости. Книга написана на четырех языках: русском, немецком, латыни, английском.
Все экспонаты музея тщательно отбирались, Валерий выискивал их на аукционах и барахолках. Коллекция, как он говорит, будет пополняться.
После осмотра музея мне подарили сувенирный пряник. Надо сказать, довольно вкусный.