Актриса рассказала «ВО» о любимых людях, животных и самой знаменитой роли в кино
Народная артистка России Валентина Талызина, которая сыграла в «Иронии судьбы» подругу главной героини, а саму героиню озвучила, ездит на дачу от платформы Выхино. А поскольку большая часть её жизни связана с дачей, корреспонденту «ВО» в беседе с народной артисткой эту станцию миновать тоже не удалось.
Любимый кот попал в милицию
Валентина Илларионовна каждое лето вывозит своих котов в Кратово, на дачу. Один раз был случай. Она была в Москве, а ей позвонили с дачи, что приболел её главный и любимый кот — рыжий бобтейл Юстик.
— Надо было ехать забирать и везти в ветлечебницу, а я не могу — очень занята, — вспоминает Валентина Талызина. — В то время у меня жили рабочие, приезжие из Средней Азии, бесплатно, просто за то, что взялись отремонтировать сарай, варили плов, ещё что-то. С одним из них, Оскаром, мы договорились, что он везёт кота в Москву. Я ему сказала: если, когда выйдешь из электрички, тебя задержит милиция, сразу дай им мой телефон, пусть звонят, я всё объясню. Конечно, его остановили: куда едешь, что в сумке? Он диктует телефон народной артистки Талызиной. Они не верят, говорят: а вот мы сейчас наберём и проверим. Я, как только услышала: «Здравствуйте, это милиция», начала кричать «Где мой кот!», орала как сумасшедшая. Они успокаивают: «Да здесь ваш кот, ничего с ним не случилось!» Я кричу: «А почему тогда вы мне звоните, где его сопровождающий?» В конце концов, и кота, и Оскара отпустили, можно было ехать в лечебницу.
У метро, в тёмных очках
Знакома площадь на «Выхино» и другим кошкам Валентины Талызиной. В свое время именно здесь она купила Нюру — рыжую кошечку, которая умеет читать мысли и всегда приходит, чтобы полежать с хозяйкой.
Когда кошки давали потомство, актриса становилась перед фактом, что надо пристраивать котят. Частично раздавала — одного котёнка, к примеру, взяла Елена Проклова, частично продавала за символическую плату.
— Один раз мы с подругой, она доктор медицинских наук, большой специалист по СПИДу, повезли с дачи трёх котят. Доехали на электричке до Выхина, потом до «Арбатской». Я в тёмных очках, села на скамеечку, котята — пушистые, хорошенькие — в корзинке лежат. Их быстро разобрали. Спрашивают «Сколько?» Я говорю «Нисколько, дайте рубль, 50 копеек — так принято».
Озвучивая роль Нади Шевелёвой, Валентина Талызина прожила у микрофона всю жизнь своей героини. Фото: открытый источникИ сама с собою говорит…
Сегодня Валентина Талызина занята в двух спектаклях театра им. Моссовета — «Свадьба Кречинского» и «Васса Железнова». Постоянно встречается со зрителями, готовится к юбилею Эльдара Рязанова — в ноябре исполняется 90 лет со дня его рождения.
Когда съёмки «Иронии судьбы» подходили к концу, Эльдар Рязанов начал искать актрису, которая бы озвучила Барбару Брыльску — польская артистка говорила по-русски с сильным акцентом.
— На «Мосфильме» была специальная группа, которая занимались озвучкой и прекрасно с этим справлялась, — вспоминает Валентина Талызина. — Эльдар Рязанов стал пробовать одну, вторую, третью, пятую — и ничего его не устраивало. А за ним всё время ходила его жена, муза и любовь Нина Скуйбина — она была главным редактором. Вместе с ассистентом по актёрам Еленой Судаковой они в один голос твердили: «Надо попробовать Валю, попробуйте Валю».
Сначала Рязанов отмахивался: «Что вы пристали с этой Валей? Она играет подругу-учительницу, они в одном кадре с Брыльской, что же ей, с самой собой разговаривать?»
— Наконец, в раздражении он подходит ко мне и говорит, что, мол, не против, чтобы я озвучивала, но только если мой голос подойдёт под Пугачёву, которая в фильме поёт. А я ведь и не прошу ничего, до этого никогда никого не озвучивала, зачем мне это надо? Но ничего не сказала, я человек команды, с режиссёром никогда не спорю.
Когда записали первый кусочек, оказалось, что голос Талызиной походит, её утвердили.
Недавно по телевизору шла передача с участием Аллы Пугачёвой. Певицу спросили про песни в «Иронии судьбы», она кивнула: «Да, конечно, я там пела, но нужно было, чтобы мой голос подходил к талызинскому».
Почему кричал Рязанов
Озвучивая роль Нади Шевелёвой, Валентина Талызина прожила у микрофона всю жизнь своей героини, от начала до конца. Но никто этого не понимал, в том числе — Эльдар Рязанов.
— Во время записи стихотворения «С любимыми не расставайтесь» — в конце фильма, когда самолет летит — Рязанов так на меня кричал, просто орал: не так читаю, ритм не держу, рифму не акцентирую. Я спорить не стала, прочла второй дубль, как он хотел. А на третьем дубле думаю: дай прочту, как понимаю. Когда я смотрела фильм первый раз, с нетерпением ждала: какой же дубль войдёт в окончательный вариант. Оказалось, третий — мой.
Через много лет, когда картина приобрела известность, Валентина Илларионовна спросила Эльдара Рязанова: «А помните, как вы на меня кричали?» Он ответил: «Ну, не очень уж я и кричал, а потом, если бы не кричал — ты бы так хорошо не прочла».
Ей голос дан
О том, что её голос обладает способностью воздействовать на людей, Валентина Талызина узнала не сразу.
— В 1958 году я пришла после ГИТИСа в театр им. Моссовета и услышала, как режиссёр Инна Данкман говорит про меня: «Девочка непородистая, обыкновенная социальная героиня, правда, очень профессиональная и с красивым голосом». Сначала я не поняла — голос как голос. А потом стала замечать: идёт спектакль, в зале говорок, шуршание, я выхожу на сцену, начинаю говорить текст — и зал затихает. Тогда я тогда думала: «О, как я играю!» А через несколько лет поняла: это был голос.
Как испортить песню
Сегодня почти на всех встречах со зрителями Валентина Талызина поёт знаменитое «Вагончик тронется» из «Иронии судьбы».
— О том, что мы будем подпевать, нам с Лией Ахеджаковой объявили на съёмочной площадке. Барбара Брыльска готовила песни три дня — с магнитофоном, с Аллой Пугачёвой. А нас просто поставили перед фактом: вы тоже будете петь, прямо сейчас.
Ни текста «Вагончиков», ни музыки актрисы не знали. На ознакомление дали полчаса. Потом раздалась команда «Мотор» — и они запели.
— Через десять минут вся группа умирала со смеху. Рязанов понял, что это катастрофа, побледнел: «Ладно, всё, закончили». И поворачивается к Микаэлу Таривердиеву, который сидел у монитора: «Научи их хоть как-нибудь петь!» Тот поднял голову и говорит: «Да не научишь их никогда». Тогда просто начали записывать дубль за дублем. Потом звукооператор Юра Рабинович собрал по кускам из шести вариантов то, что потом вошло в фильм. Там видно и слышно, что мы врём мотив до потери пульса.
«Когда хочет красивая, когда хочет — некрасивая»
Валентина Талызина снялась в шести картинах Эльдара Рязанова — больше ни у кого из актрис столь обширной «рязановской» фильмографии нет.
— Но если смотреть, как он ко мне относился… Кто-то сказал, что у Рязанова все женщины делились на две половины: одна — любимые, музы, любовницы, другая — жёны. А я была, можно сказать, домработницей…
Впервые Валентина Талызина пришла к Эльдару Рязанову в 1968 году в фильме «Зигзаг удачи».
— Он хотел снимать Алису Фрейндлих, но она оказалась в положении, ждала дочку Варвару. Поэтому на пробы позвали и меня. Сначала Эльдар Александрович был озадачен: что такое, пришла какая-то тумбочка — и всё время на меня кричал. Я помню голос Нины Скуйбиной, тогда они ещё не поженились: «Элик, ну почему ты на неё кричишь?» А он: «Если на неё не кричать, она вообще ничего не сделает». Я подумала: нет, он ошибается — и начала выкладываться по полной.После премьеры «Зигзага» Рязанов сказал, что ему грустно, что теперь меня всегда будут приглашать на роли некрасивых. Я подумала — ну и ничего, не страшно. После фильма мне многие говорили «Боже, такая хорошенькая, что с тобой Рязанов сделал». Фаина Раневская, увидев меня первый раз, сказала — мне потом передали — «Боже, какая некрасивая». А Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, жена Юрия Завадского, говорила: «Талызина, когда хочет — некрасивая, когда хочет — красивая».