Известный музыкант рассказал о своей семье и о творчестве
Валерий Сюткин нередко участвует в музыкальных праздниках парка «Сокольники». Среди них — благотворительный концерт в честь фестиваля «Арт-футбол», на котором он играл со своим оркестром «Сюткин & band». Как выяснилось, в детстве Валерий тоже бывал в наших местах…
Правильное советское детство
Валерий Сюткин — из тех звёзд, кто в жизни выглядит так же, как и на экране. Легкий и позитивный, он — любимец журналистов. А ещё музыкант с годами почти не меняется. Та же лихая прическа, искорки в глазах и обаятельная улыбка. И, конечно, стильный костюм — настоящий стиляга из Москвы.
— Читала, что однажды вас одноклассница пригласила на каток в парк Сокольники, и это было ваше первое свидание…
— Про свидание журналисты что-то напутали, а каток, конечно, помню. В детстве приезжал в Сокольники кататься на коньках. Хотя в основном все мои развлечения были в центре Москвы. Я хитровский парень — родился во внутренней части Бульварного кольца. Дом, где прошло мое детство, увековечен в фильмах «Холодное лето пятьдесят третьего», «Покровские ворота». Сейчас живу на Чистых прудах. Вот такой я «бульварный» человек в хорошем смысле слова!
— Какой вы помните Москву своего детства?
— Мое детство — это мечи, копья, казаки-разбойники, игры в «Царя горы»… А еще Чистые пруды, ботинки «Прощай, молодость» — войлочные, на молнии… В общем, правильное советское детство.
— Все дети тогда мечтали стать летчиками или космонавтами. А вы?
— Советский ребёнок, к счастью, имел возможность достаточно долго определять, кем хочет быть. Нет, я не мечтал стать ни космонавтом, ни летчиком. Я ведь и на самолетах не летал до того, как в армию пошёл… Лет в двенадцать я открыл для себя музыку. Однажды услышал битловскую песню «Can’t buy me love» — она была заставкой к программе «В объективе Америка». Она звучала так, что я захотел научиться играть на гитаре. Зацепило. Думаю, с тех пор я и хотел стать музыкантом.
Занимаюсь «вялым фитнесом»
— Видимо, на коньках вы катались вполне профессионально, раз вас несколько лет назад пригласили в шоу «Ледниковый период» на Первом канале…
— Это случайная история. Можно сказать, итог нашей афинской Олимпиады. Я познакомился там с Ильей Авербухом — он был спортивным менеджером от нашей российской команды. После Афин на обратном пути в Москву Илья спросил: «Валера, ты, кстати, на коньках катаешься? У меня есть одна идейка». Я говорю: «Катаюсь немножко». «Поддержишь меня в моих начинаниях?» Я нарисовал мысленно картину, что мне надо просто исполнить песню на коньках, ничего серьезного. Согласился. А когда приехал, мне вручили в партнерши Ирину Лобачёву… После этого я стал осторожнее. И когда мне предлагали участие в передачах про цирк, бокс и прочее, я сразу говорил: «Ребята, я точно пас». Подобные проекты отнимают слишком много времени.
— И все-таки, к спорту у вас особое отношение. Это правда, что вы были на всех семи Олимпиадах?
— Правда. Как говорит мой товарищ Иван Ургант, только Чебурашка и Валерий Сюткин являются настоящими символами нашей команды, потому что у Сюткина, как у Альберта Демченко, семь Олимпиад за плечами. Первой стала Олимпиада в Сеуле в 1988 году. Я присутствовал на том самом футбольном финале, когда мы выиграли золотую медаль, единственную в истории отечественного футбола на Олимпиаде!
— Сами каким спортом занимаетесь?
— Занимаюсь «вялым фитнесом» — я так его называю. Серьезно ни в одном виде спорта я себя проявить не могу. Все такое на любительском уровне: немножко футбола, немножко хоккея, горные лыжи, беговые лыжи…
Одна и настоящая
— Ваша семья — эталон для подражания. Вы всегда так замечательно говорите о жене Виоле… Наверное, никогда не ссоритесь?
— Я действительно с удовольствием о ней рассказываю. Она одна у меня. И она — настоящая. Что касается ссор — ссоримся, конечно, иногда, но тут же прощаем друг друга. Наше знакомство с ней — одно из чудес, которые со мной случились. Так было предназначено. Я иногда отшучиваюсь, когда мне задают вопросы об этом и просто говорю, что она мне, видимо, что-то подсыпала в вино — да так, что я потерял голову. И уже много лет не жалею об этом (смеется).
— А вы сразу голову потеряли?
— Постепенно. Я ведь был связан супружескими обязательствами с другой женщиной, и некоторое время спокойно эксплуатировал модель под названием «гастролер». Но однажды мне стало стыдно самому за свою позицию. А тут еще и Виола сказала, что, видимо, нам придется прекратить наши отношения. Прекратить, потому что это противоречит ее пониманию о порядочности, а у меня кишка тонка, чтобы что-то изменить в жизни. И я сделал ответственный шаг: взял и изменил. И сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что не простил бы себя, если бы этот шаг не сделал.
Я попал в жесткие воспитательные женские руки. И это прекрасно, когда рядом есть человек, который пытается сделать тебя немножко лучше. Потому что мне самому не очень хочется быть лучше, как большинству мужчин, мне просто хочется заниматься своим любимым делом и о ком-то заботиться. Но Виола — молодец, она мне помогает работать над собой.
— Вы много путешествуете. А любите спокойный отдых на природе? На даче, например…
— Наша дача находится в Юрмале. Часто там бываю, город стал для меня еще одним домом. Дело в том, что моя любимая жена — оттуда. Вот, буквально на днях проводил в Юрмалу своих девочек. Дочка, как и жена, считается латышкой по крови… А еще я очень люблю Париж. Это город любви. Впервые мы с Виолой побывали там в 1996 году, и, как многие люди влюблены в Лондон, я полюбил Париж. Он мне ближе по духу.
Сейчас Валерий играет сразу в двух проектах — «Сюткин Рок-н-Ролл Бэнд» и «Сюткин&Light Jazz». И готовится к большому концерту, который состоится в следующем году — в марте у него юбилей.
— Это будет что-то грандиозное?
— Просто большой концерт в «Крокус Сити Холл», на котором вместе со мной выступят мои друзья — музыканты. Концерт без громких заявлений о том, что я куда-то ухожу. Список музыкантов уже известен. Разумеется, мы сыграем песни с Женей Хавтаном — те, которые сочиняли вместе, пока я пел в «Браво». Будет «Би-2», «Моральный кодекс», Расторгуев, Леня Агутин, Макаревич и Маргулис. И Шнур. Пожалуй, его появление станет самым неожиданным.