В театре «Современник», который в этом году перенёс все свои спектакли во Дворец на Яузе, с успехом идет спектакль «Горячее сердце» по пьесе Островского. Ближайший спектакль можно увидеть уже 7 декабря
Режиссером постановки выступил Егор Перегудов, который взглянул на эту историю немного иначе. Одну из главных ролей – купца Курослепова – в спектакле исполняет заслуженный артист РФ Василий Мищенко.
Как «вылечить» одиночество
– Василий Константинович, как вы считаете, насколько современна эта пьеса?
– Пьесы Островского, как и произведения других русских классиков всегда актуальны. К тому же, спектакль сделан с современным уклоном, и у нас нет наклеенных бород или усов, как это делалось лет 60-70 назад. Эта пьеса – об одиночестве. Тема, к сожалению, актуальная, потому что в наше время люди часто бывают одиноки и разобщены. Особенно взрослое поколение: ведь дети быстро вырастают, покидают гнезда, уходят во взрослую жизнь, ищут своё счастье в этом мире, и подчас забывают своих родителей.
– Чем вам особенно симпатичен ваш герой?
– Тем, что он остаётся человеком, когда мир рушится. В спектакле, например, мой герой говорит: «Небо валится!». На сегодняшний день, когда не смолкают разговоры о событиях в мире и Третьей мировой войне, для меня эти слова и ощущения очень актуальны. И я, играя, всё время это в голове держу.
– В «Горячем сердце» заняты замечательные современные молодые актеры… А вы как оцениваете современную театральную молодёжь?
– Как режиссёр, я неоднократно сталкивался с современными молодыми звёздами, которые, снявшись в одном сериале, начинали воображать о себе невесть что. Слава богу, у «Современника» требовательный подход к молодёжи, которую он принимает в труппу, и у нас в театре служат по-настоящему талантливые молодые актёры.
Самое ужасное позади
– Вы служите в «Современнике» уже более тридцати лет. Какие воспоминания сохранились у вас о не самых простых 90-х годах?
– Для актеров это было действительно очень тяжёлое время. Хорошо помню, как однажды, приехав на «Мосфильм», увидел, что по киностудии крысы бегают! Из «Мосфильма» сделали склад, где какие-то люди складывали какие-то товары и продукты в павильонах, где Бондарчук снимал «Войну и мир» и бал Наташи Ростовой. Мне и другим артистам «Современника» повезло: театр давал нам постоянное место работы, зарплату и возможность выжить. Хотя, конечно, приходилось подрабатывать. Помню, как я одно время на своей машине частным извозом занимался, потом, по рекомендации друзей, работал арт-директором в каком-то ресторанчике. Мне даже говорили: «Что ты сидишь в театре? Давай в бизнес — там больше возможностей!». Но я тогда считал, и сейчас считаю, что надо заниматься своим делом — тем, что ты умеешь делать.
– Чем вы любите заниматься в свободное время?
– Я живу кино и театром. А еще режиссурой фильмов. Сейчас в Тольятти в театре «Колесо» поставил спектакль «5 вечеров». До этого – «А поутру они проснулись» в театре имени Гоголя… Сейчас, если Бог даст, начну делать «Любовь и голуби» — меня пригласили поставить этот спектакль для антрепризы. Ещё я живу своими студентами: в этом году стал преподавать во ВГИКе. А иногда меня вырывают порыбачить и попить водки (смеется).
– Где рыбачите?
– Уезжаю под Великий Ростов на озеро Неро. Там у меня есть друг Володя. Он не актёр, а просто заядлый рыбак. Вот у него в Борисоглебске я немного и скрываюсь иногда. А ещё иногда в детский приют в Селигере мотаюсь или в мужской монастырь за Иваново — продукты отвожу.
Дочь – итальянский режиссёр
– Читала, что ваша дочка тоже стала актрисой. Не отговаривали?
– Говорил, что в актрисы не надо идти. Мужчинам-то сложно, а женщинам — тем более. Но это — её судьба, и мое дело — лишь дать совет и помочь по мере возможностей. Она закончила актёрский факультет школы-студии МХАТ. Снималась в кино — и у меня, и у других режиссёров. А потом всё это дело оставила, нашла в Риме киноакадемию, выучила итальянский язык и поступила туда. В феврале уже получит диплом, и вторая профессия у неё будет «Режиссура игрового кино».
– У вас есть мечта?
– Володя Высоцкий, когда его спросили, чего бы он хотел для себя, сказал: «Чтобы везде пускали». А я скажу, что главное — чтобы здоровья на всё хватало. Хотелось бы и снять ещё кино, и в театре поработать, и спектакль сделать, и поиграть… И чтобы все это было в радость. А ещё, пожалуй, уйти легко, чтобы никому не быть в тягость, когда время придёт. Всё остальное – прах! Кто не может довольствоваться малым, тот не достоин и большего. Бог даёт – и слава тебе, Господи!