Вопреки слухам, пробки в Европе есть. Сам видел. Но у тех, кто не хочет стоять в пробках, есть альтернативы. Первая из них — велосипед. Назвать европейскую инфраструктуру для велосипедистов «велодорожками» язык не поворачивается. Тут и двухсторонние велодороги, и велоразвязки на пересечении с автодорогами, веломосты через реки и велотоннели под автобанами.
В Москве велодорожки предпочитают «рисовать» в парках. Во всяком случае, пока. Есть планы сделать в следующем году велодорожку вдоль Щёлковского шоссе, да и то не по всей длине.
В Европе подход иной — творческий. Велополосу размещают, где возможно: если тротуар широкий — на нём, если узкий, но пешеходов мало, просто вешают табличку «Открыто для велосипедистов». В пешеходных зонах нередки таблички типа «Свободно для велосипедистов с 18.00 до 5.00».
Конечно, веломосты над шоссе Энтузиастов или Щелчком у нас вряд ли когда-нибудь построят. Но гибкость подхода перенять можно. Какой нормальный велосипедист из Гольянова поедет в центр по Щелчку, даже если там и будет велодорожка? Логичнее пробираться «огородами» — по Байкальской, Амурской. Так почему не начать прокладку велодорожек со второстепенных улиц: от той же Байкальской до Нижней Первомайской и Красного Казанца?
Выделенки должны быть гибче
К выделенкам подход в Европе не менее гибкий. Их много, но часто их «рисуют» не сплошь, а на небольших отрезках — например, там, где автобусу нужно обеспечить беспрепятственный отъезд от остановки, чтобы не пришлось при этом вклиниваться в поток. Чем не вариант для улиц типа Сиреневого бульвара или Первомайской, где для движения в каждую сторону есть по две полосы?
Как объяснил мне один немец, на выделенки не выезжают не потому, что штрафы высокие, а потому, что это было бы «швайнерай» (свинство) – ведь люди в автобусах спешат не меньше.
Смайлик вместо штрафа
Дело в культуре, скажете вы. Да, она на высоте. Но можно ли привить людям водительскую культуру мудрыми мерами властей? Оказывается, да. Например, водителя можно… пристыдить. Во многих населённых пунктах висят приборы контроля скорости, которые отображают её тут же, на табло. Менее 45 — зелёным цветом, 45-50 — жёлтым, свыше 50 (это разрешённый здесь предел) — красным, да ещё и смайлик рядом появляется — разгневанная такая красная физиономия. В Австрии, наоборот, когда я проехал мимо одного из приборчиков со скоростью 36 км/ч, высветилась красноречивая надпись «BRAVO!», и рядом смайлик-улыбка. Иногда такие приборы сопровождают красноречивыми надписями типа «Наши дети хотят жить!».
Наверное, такие устройства были бы не лишними и у нас, особенно там, где в любой момент из-за припаркованной машины может появиться пешеход: на подъезде к метро «Измайловская», на Сиреневом или Измайловском бульварах. Другие средства наглядной агитации тоже не повредят.