Священника Владимира Лозины-Лозинского расстреляли в возрасте 52 лет
В церковном календаре 26 декабря — день памяти священномученика Владимира Лозины-Лозинского. В этот день в 1937 году его расстреляли. Ему тогда было 52 года. Но выглядел он гораздо старше. Сохранилось заключение врачей психиатрической больницы, куда священника помещали для обследования незадолго до казни. И, судя по этому документу, речь идёт о глубоком старике — испещрённом морщинами и многочисленными ранами, беззубом, измождённом. Однако сознание у этого человека, по оценке медиков, было ясным, за свои решения и поступки он вполне мог отвечать и совершал их обдуманно, а страх испытывал только о семье, но не о себе. Его выпустили из больницы и тут же арестовали.
Владимир Лозина-Лозинский действительно осознанно шёл по избранному пути.
Он решил стать священником, будучи ещё молодым светским человеком, недавним титулярным советником, с двумя высшими образованиями и знанием нескольких языков. И это в ту пору, когда уже начались жестокие гонения на Церковь и её служителей.
Случилось так, что на глазах у Владимира в 1918 году арестовали, а затем расстреляли близкого их семье священника — отца Александра Васильева, последнего духовника царской семьи, настоятеля Феодоровского собора в Царском Селе. И вот тогда 33-летний Лозина-Лозинский открыто заявил, что намерен стать священником, понимая, что ему предстоит путь мученичества. Родные его отговаривали, даже называли безумием такой шаг. Однако переубедить Владимира Константиновича был невозможно. И вся дальнейшая его жизнь доказала, что это решение было вовсе не импульсивным, а вполне осознанным и подкреплённым внутренней духовной силой. Все последовавшие испытания и мучения он перенёс достойно, стойко и никогда не высказывал сожаления о своём выборе, никогда не проявлял слабость.
Его арестовывали, приговаривали к расстрелу, потом меняли высшую меру на Соловецкий лагерь, потом ссылали, снова арестовывали. И ещё раз вынесли смертный приговор, который уже не отменили.