6 декабря в церковном календаре отмечается как день памяти одного из самых ярких русских святых. Это — святитель Митрофан, епископ Воронежский. Он прожил как будто две жизни — по 40 лет каждая. В первой его звали Михаилом, и был он обычным провинциальным священником, с женой и детьми. А в 1663 году овдовел и решил принять монашеский постриг.
Так в 40 лет начал монашескую жизнь. И вот тут довольно быстро стал известен всей стране. Он прославился не только своей праведностью и молитвенным усердием, но и незаурядными талантами хозяйственника, организатора. Вскоре его избрали игуменом обители. И он сделал монастырь образцовым. А когда была образована новая Воронежская епархия, именно ему доверили её возглавить.
Как раз в это время в Воронеж прибыл Пётр I, чтобы строить русский флот. Царь и воронежский епископ очень сблизились. Отношения Петра с Церковью были сложными. Но тут случай особый. Император безусловно признал духовный авторитет владыки Митрофана и уступал перед ним, когда возникали разногласия.
Так было, когда Пётр пригласил епископа к себе для важной беседы. Но, увидев во дворе царского дворца статуи греческих богов, владыка Митрофан развернулся и отправился домой. Пётр был разгневан и даже пригрозил казнью епископу, если он не придёт к нему. Митрофан передал в ответ: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Пётр отступил: убрал статуи. Мир был восстановлен.
А в создании русского флота император и архиерей были единомышленниками. Епископ Митрофан поддерживал Петра и проповедями, и сбором средств, и личными пожертвованиями на кораблестроение.
Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Пётр I повелел именовать Митрофана епископом Воронежским и «Азовским». Кончину епископа в 1703 году царь пережил тяжело. Он лично нёс гроб владыки. А после похорон сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».