Свой смертный час отец Филарет встретил как истинный христианин
24 октября в церковном календаре день памяти священника Филарета Великанова. Ровно 100 лет назад его расстреляли по ложному обвинению. Ему было тогда 45 лет.
Отец Филарет служил в одном из казанских храмов и пользовался огромной популярностью у прихожан. Это и вызывало особую неприязнь к нему со стороны властей. Однако повод для расправы с ним найти не удавалось, зато удалось придумать.
Обвинения, которые предъявили священнику, были очевидно абсурдны. Один «свидетель» утверждал, например, что отец Филарет ходил с оружием в руках, призывая убивать красноармейцев. Поверить в такое не смог бы никто, кто хоть раз видел этого доброго и кроткого пастыря.
Но тут никаких доказательств не требовалось. Священника арестовали, допросили и отправили в подвал ждать расстрела. Он держался достойно и встретил смертный час как истинный христианин. Об этом свидетельствует и чудом сохранившееся предсмертное письмо, которое за день до казни написал отец Филарет знакомому епископу.
«Сегодня, в среду 23-го, я переведён за решётку, — говорится в письме, — это признак того, что меня подготовляют к расстрелу… Усердно прошу всех молиться обо мне. Сообщите матери о моей смерти… Удобнее всего написать письмо обо мне брату, а не матери. Ему можно написать всё, что со мной произошло, а он уже постарается передать матери, предварительно подготовив её. Мать уже пожилая и больная; это известие может её убить».
Письмо священник пишет урывками. И чем ближе казнь, тем он спокойнее. Подробно расписывает, что и кому передать из его небогатого имущества. Размышляет так: «Смерть меня не страшит, чем объяснить это? Тем ли, что я много пережил, или тем, что мне уже надоел арест? И, кроме того, меня поддерживает то, что из всех предъявленных мне обвинений я ни в одном из них не виновен».
Он уже знает место расправы, не знает только точного часа. А потому самые последние слова таковы: «Я жду смерти, но когда — Богу известно. Тело моё можно найти у газового завода».