Митрополита Ростовского Арсения «расстригли» за его протесты против вмешательства государства в церковную жизнь
13 марта в церковном календаре день памяти одного из самых ярких русских святых — митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича). История его жизни достойна, пожалуй, не одного, а нескольких увлекательных романов.
Достаточно сказать, что он, как известный проповедник, был деятельным участником знаменитых экспедиций Беринга для открытия морского пути на Камчатку. В ходе нескольких плаваний достойно перенёс немало испытаний и получил увольнение от флотской службы лишь после того, как заболел цингой. Немало приключений было у него и на суше. В разных регионах он находил мощи святых, открывал храмы и школы, горячо боролся с ересями и раскольниками, разоблачал чиновников-мздоимцев. Его бескомпромиссность стала легендарной.
Отдельный и самый драматичный сюжет — последние годы жизни митрополита.
Зимой 1768 года в Ревельский каземат в обстановке крайней секретности доставили таинственного узника в бедной одежде. Его лицо тщательно скрывали, а общение с ним было строго запрещено. Под именем Андрей Враль его поместили в одиночной камере. Затем дверь туда заложили кирпичом, оставив только небольшой проём для передачи пищи. Перед смертью к нему для исповеди и причастия всё же вошёл священник, которому под страхом смертной казни запретили что-либо рассказывать о заключённом. После причастия таинственный узник умер. Такой была в 1772 году кончина митрополита Арсения, ныне — святого.
Его стремительное падение с высот церковной власти в Ревельский каземат началось, когда он стал смело выступать за возвращение патриаршества в Русскую Церковь, резко протестовать против вмешательства государства в церковную, а особенно монастырскую жизнь. Никакие увещевания и угрозы не помогали. Он стоял на своём, даже когда его лишали церковных чинов, отправляли простым монахом в дальние обители на тяжёлые работы. Наконец императрица Екатерина II распорядилась «расстричь Арсения, переименовать в Андрея Враля, переодеть в «мужичье платье» и сослать в крепость Ревеля».