X

Вера и праздники: звенигородский крестьянин от Бога не отказался

Гусев стал церковным служителем вместо родственника. Фото: открытый источник

Федор Гусев участвовал во всех богослужениях и заботился о храме

1 февраля в церковном календаре — день памяти довольно необычного святого. Это — Фёдор Фёдорович Гусев. Он не был ни священнослужителем, ни проповедником, не совершал каких-то ярких подвигов и уж тем более — богословских открытий, поскольку даже грамоты не знал. Это был самый простой сельский человек. А святость его проявилась в том, что он никогда не отступал от веры, чем бы ему это ни грозило.

Родился Фёдор Гусев в 1874 году в Звенигородском уезде Московской губернии в многодетной семье. С ранних лет помогал отцу по хозяйству, так что учиться не довелось.

А вот хозяйские навыки пригодились. В 1912 году односельчане избрали Фёдора сельским старостой и его работой были довольны. Он и своё хозяйство содержал в порядке, и общие интересы защищал умело.

Когда пришла новая власть, стали создавать колхозы. И тут возникла проблема у дальнего родственника Фёдора — тоже Гусева, но Сергея. Тот был церковным старостой в местном храме, а сына его — Ивана — назначили колхозным бригадиром. Иван назначением дорожил и опасался, как бы семейная близость к церкви ему не повредила. Сергей поделился проблемой с Фёдором, и тот выручил — стал вместо него церковным служителем.

При этом он и в колхоз вступил. Работал хорошо. Однако его церковная активность вызывала у властей сильное раздражение. Фёдор участвовал во всех богослужениях, заботился о храме. Ему не раз делали замечания, потом начались угрозы. Требовали одного — отказаться от веры, или хотя бы меньше ходить в церковь.

Фёдор на это отвечал спокойно, но твёрдо: «Я от Бога не откажусь».

Дважды его пытались привлечь к суду. Но обвинения рассыпались — все знали, как честен и добросовестен Фёдор Гусев.

Однако в 1937 году, когда гонения на Церковь усилились, добрались и до него. Составили клеветнические обвинения, нашли тех, кто согласился их подписать. Был среди подписантов тот самый бригадир Иван Гусев, сын бывшего церковного старосты. Фёдора Гусева арестовали и отправили в лагеря. Там он вскоре и погиб.

 

 

 

Анна Журавлёва :