Владимир Машков – актёр, которого не нужно представлять, перечисляя его фильмы и награды. Каждая новая картина с его участием становится событием, художественным откровением. Каждый его персонаж — независимо от того, кто он по профессии и социальному положению: летчик-ас, железнодорожник, вор-домушник или государь император — это личность. Со своим особым внутренним миром, со своей уникальной судьбой. Машков не просто вживается в своего героя, надев его костюм и примерив его гримасу — он целиком растворяется в нем, наполняя сценарный образ самим собой, живёт жизнью этого человека.
Поводом для нашей встречи стал выход на экраны фильма «Дуэлянт» режиссёра Алексея Мизгирева. Машков в нём сыграл графа Беклемишева — главного злодея картины. В любой своей роли Машков выходит на философские обобщения, заставляет собеседника по-новому взглянуть на привычные, обыденные вещи.
Все люди лгут…
— Владимир Львович, в фильме ваш герой становится самым опасным соперником главного героя картины — отставного офицера Яковлева. Насколько я знаю, вы с Петром Федоровым, который исполняет эту роль, впервые вместе играли только в одной кинокартине. Как вам работалось с ним сейчас?
— Когда рядом с тобой талантливые люди, ты понимаешь, куда тебе надо двигаться, куда идти и как развиваться. Ты только тогда видишь эту дорогу для себя, и понимаешь, куда тебе ещё можно расти. Это всегда интересно, познавательно и полезно.
— А каково вам было играть отъявленного злодея?
— Настоящие злодеи — это очень искренние люди. То есть, он так должен скрыть свое злодейство даже от себя, чтобы не только он сам, но и все вокруг были уверены в его правоте. Вот это и было для меня самое сложное: найти эту искренность, это внутреннее согласие с самим собой. В фильме есть такая фраза: «Все люди лгут, пока не приняли какое-то решение». Вот мы многие это решение пока не приняли. Например, о том, какой фильм мы только что посмотрели. Какой он: хороший или плохой? И так довольно часто бывает в жизни. Ещё я часто думаю о том, что желанная мечта многих людей — творить зло чужими руками. Получается, что ты вроде и не виноват ни в чем…
— Во времена дуэлей поводом для вызова была не только месть, но защита своей чести, и чести дамы. Желание убить другого человека может оправдываться любовью?
— Любовь — это такое непознанное чувство… Человек из-за любви или ради любви может просто забыть о чести. Но и наоборот: любовь может побудить человека пойти на смерть, чтобы защитить честь дамы, и даже воодушевить человека бороться за свою честь. То есть, это выбор человека: за что он борется, за что стреляется. Но чувства всегда сложнее понять, чем конкретные поступки, и не всегда их можно объяснить.
— А вам в вашей жизни хоть раз хотелось бы вызвать кого-нибудь на дуэль?
— С детства мы хотим куда-то кого-то «вызвать». Я вам так скажу: у меня дуэль не прекращается. Она, слава богу, без оружия, но она идет регулярно — прежде всего, с самим с собой. Хочется вызвать себя на дуэль — чтобы разобраться с собой. Главный наш враг — этот тот человек, который сидит внутри нас…
Жизнь и смерть
— Насколько я знаю, на съемках фильма «Дуэлянт» все оружие было настоящее — это правда?
— Все оружие в фильме действительно было настоящее. Перед тем, как стрелять в кадре, мы немножечко попробовали тренироваться. Знаете, какой интересный эффект? Чем длиннее ствол — тем длиннее вылетающий из него огонь. Метра на три летело из него все, что в него было забито. И вы знаете, когда мы с Петром Федоровым по сюжету стрелялись на дуэли, нам надо было многие моменты правильно сыграть… Нет, это не очень хорошее слово, правильнее будет сказать — изобразить выстрел. То есть, он должен произойти так, чтобы и с твоим организмом при этом что-то еще тоже произошло. Когда ты получаешь пулю, все остальное уже идет изнутри… В общем, мы долго стреляли друг в друга, тренировались. Главная задача была — не навредить другому актеру. Слава богу, что мы прострелили друг другу только одежду. Но все это было настолько близко и страшно…
— Смерть, мне кажется, для всех страшна. Но люди, когда вызвали друга на дуэль, наверное, понимали, на что они шли…
— Осознание дуэли — это не смерть впопыхах. В этот последний момент человек может проявить свои самые величайшие качества. Как совсем недавно был награжден дагестанский милиционер Магомет Нурбагандов, который под дулом пистолета не предал свое дело. Это величайшие минуты и секунды открытия человека, его личности.
Иные миры
— Вы долго готовились к съемкам в этом фильме?
— Невозможно прийти на съемочную площадку полностью подготовленным человеком. Кино — это всегда немного импровизация. Все происходит здесь и сейчас — в данную секунду, в определенном месте… Мы живем только здесь и сейчас…
— В фильме «Дуэлянт» вы работали без дублера и практически все трюки выполняли сами. Зачем такой риск?
— Для нас, актеров старой школы, пожелания режиссёра, особенно такого талантливого — закон. Если надо упасть, то я упаду.
— Вы сразу согласились на такие опасные съемки?
— Режиссер Алексей Юрьевич Мизгирев занимается самым интересным в кино. И я инстинктивно шел за ним, стараясь схватить все его мысли и желания относительно этого материала. Потому что это его фильм, созданный его талантом. Там было много инстинктивной работы. Я даже не знаю, как это объяснить, и не помню, как всё это происходило. Это были не отдельные дубли, а цельный кусок жизни. Если хотите, это было путешествие внутрь себя.
— То есть на съемочной площадке для вас самым главным является режиссер? А не бывает желания самому что-то внести, что-то исправить? Ведь вы тоже имеете опыт и продюсера, и режиссёра.
— Для меня на съемочной площадке режиссёр является всем. Он — бог, который тебя ведет. Он создает миры, а я в них погружаюсь. Это удивительные исследования, чудесные путешествия. И это картина режиссера Алексея Юрьевича Мизгирева, а не моя. А сам я вижу ее целиком только тогда, когда она полностью готова. Кода режиссер говорит: «Всё! Я её сделал — и она теперь живет сама!»…