Что мы потеряли
— До революции в Москве один православный храм приходился на полторы-две тысячи жителей, — рассказывает историк, председатель Московского краеведческого общества, профессор РГГУ Владимир Козлов. — Приходские храмы были не только духовными, но и социальными центрами: при них открывали школы, богадельни, создавали общества трезвости, заботились о бедных. Даже первые ясли и прообразы детских садов появились именно при храмах. И всё это мы потеряли: действующих церквей к началу 1990-х годов остались единицы. За годы советской власти в столице полностью разрушили десять монастырей и около 120 приходских храмов (из 250 бывших на 1917 год).
«Введение на платочках»
Без своих храмов остались исторические районы Преображенское и Семёновское. Храм Преображения на Преображенской площади, снесённый в 1964 году, к радости верующих недавно был отстроен заново на прежнем месте. А вот на месте Введенского храма в Семёновской слободе, уничтоженного в 1929 году, ныне стоит 446-я школа (площадь Журавлёва, 7).
Храм Введения на платочках
Погибла и построенная перед самой революцией церковь Введения Божией Матери во храм в Черкизове. Храм ещё называли «Введение на платочках», поскольку строили на пожертвования местных ткачей, изготовлявших платки на небольших текстильных фабриках. Пытаясь спасти храм, прихожане обращались с жалобой во ВЦИК, но бесполезно. На его месте ныне стоит четырёхэтажное здание (ул. Хромова, 24).
От разрушения храмы не спасали ни древность, ни архитектурная ценность. Церковь святого Иоасафа царевича в Измайлове была построена в 1678 году и считалась одним из самых ранних памятников московского барокко. Она стояла на Измайловском острове.
Храм св. Иоасафа царевича индийского в Измайлове
А в дачном посёлке Шереметево у платформы Плющево на средства жителей в начале прошлого века выстроили деревянный храм преподобного Сергия Радонежского, удивительный по красоте. Теперь на его месте стадион «Фрезер».
Храм преподобного Сергия в Шереметевке
Как разрушили «крестьянскую» часовню
— За годы советской власти в Москве уничтожили все домовые храмы, — рассказывает Владимир Козлов. — А их было около двухсот. Из сорока старинных московских часовен до нашего времени уцелели лишь три. На территории нынешнего ВАО не осталось ни одной. В списке утрат — Скорбященский храм при исправительной тюрьме (ул. Матросская Тишина), храмы целителя Пантелеймона и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при Бахрушинской больнице (ул. Стромынка), церковь Воскресения в Екатерининской богадельне (ул. Стромынка), церковь святителя Алексия митрополита московского в Ольгинском приюте. (ул. Преображенская).
Была снесена единственная в нашем краю часовня святителя Николая Чудотворца, которая находилась в сельце Владычине. Её построили на средства местного крестьянина Н.А. Столярова в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. Стояла она в районе нынешних домов 4-8 по ул. Реутовской.
Войти в храм на праздник трудно
Если представить себе нынешний Восточный округ в начале прошлого века, то мы увидим, что с тех пор число жителей возросло здесь в десятки раз. Там, где были сёла и поля, ныне стоят многоэтажки. А новых храмов с тех пор почти не строили. В итоге на большие праздники войти в церковь трудно. Службу в Вербное Воскресенье, не говоря уже о Пасхе о Рождестве, тысячи москвичей вынуждены слушать на улице, из динамиков. Многие ездят в центр, там сохранилось больше церквей.
Сегодня в ВАО возводят 19 новых храмов. Это меньше того, что нужно. И всё же ситуация меняется. Пришло время «собирать камни» — строить.