Воскресенье 13 марта, как последний день перед Великим постом, в церковном календаре имеет в этом году сразу три названия
Во-первых – Неделя сыропустная. Во-вторых – Воспоминание Адамова изгнания. И в-третьих – Прощёное воскресенье.
Именно последнее значение этого дня у нас широко известно. Ведь даже не очень церковные люди знают, что в этот день надо просить друг у друга прощения и прощать. Это верно. Такая церковная традиция идёт ещё с древних времен. Тогда монахи уходили на Великий пост в пустынные места, где их ждали не только лишения, но и серьезный риск. И не зная, вернутся ли они в свои обители, эти монахи на всякий случай просили друг у друга прощения.
С этим более-менее понятно. А что же первые два названия? «Неделя сыропустная» буквально означает: воскресенье (именно так переводится с церковнославянского слово «неделя»), когда прекращается вкушение сыра, то есть всех молочных продуктов. Это –последний день с сыром и молоком, завтра – пост.
Ну, а «Воспоминание Адамова изгнания» – самый значительный смысл этого дня.
– Это воспоминание об отлучении человека от Бога на самой заре человеческой истории не случайно предлагается нам в канун Великого поста, – говорил не так давно в одной из проповедей Патриарх Кирилл. – Человек вкусил запретного плода, нарушив заповедь. Когда человек начинает служить самому себе и своей плоти, у него разрушается связь с Богом. И не один только Адам согрешил.
Слова Патриарха перекликаются с содержанием богослужебных текстов, которые звучат в этот день в храмах. И, конечно, смысл такого церковного события лучше всего можно почувствовать на службе в церкви. Так, в песнопении за всенощной поётся: сидел Адам напротив рая и оплакивал свое грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами.
Каждый в своей жизни переживает такое состояние. И канун Великого поста – это как раз тот момент, когда появляется шанс что-то важное поправить в себе и своей жизни. А начать стоит с воспоминания о плачущем Адаме.