X

Вячеслав Гришечкин: «В «учебке» я написал письмо с просьбой направить меня в Афганистан»

Фото: Роман Балаев

Актёр рассказал  «ВО» об авиамодельном кружке, кремлёвском ладане и дочке-красавице

Актёр Вячеслав Гришечкин снялся более чем в 80 фильмах, в том числе в сериалах «Солдаты», «Охота на Берию», «Смерть Сталина», «Фурцева».

Интервью Вячеслав Германович давал у себя дома, на уютной кухне за чашкой ароматного чая.

Нормальный мужик должен отслужить в армии

— Вячеслав Германович, многим телезрителям вы стали известны после сериала «Солдаты». Ваш герой, майор Староконь, а в последних сериях уже полковник, так и сыплет прибаутками, поговорками. Это ваша импровизация или так было задумано по сценарию?

— Всё было в сценарии. Если вы обратили внимание, мой персонаж чаще всего говорит фразу «интересно девки пляшут». Сценаристы облекли эту старинную русскую поговорку в ещё более актуальную для этого сериала форму и добавили «по четыре штуки в ряд».

— А вы в армии служили?

— Да. В 1979-м поступил в ГИТИС, а в 1982 году меня призвали. Служил год и четыре месяца в войсках топографии и геодезии. Я даже не пытался откосить, хотя с моими актёрскими способностями это было бы несложно. Мне на самом деле было интересно узнать, что такое армия. Я с детства считал, что каждый нормальный мужик должен послужить. Более того, находясь в учебной школе сержантов, написал письмо на имя командира части с просьбой направить меня в Афганистан. Но тут вмешался мамин знакомый, он приехал и сурово меня отчитал: «Тебя для чего государство бесплатно учило? Чтобы ты актёром был. Вот иди на сцену и отрабатывай».

Дед и его анекдоты

— Став актёром, вы продолжили семейную традицию?

— Нет, никто из моих родителей не принадлежал к артистической среде. А вот мой покойный дед по линии матушки, Иван Васильевич Гришечкин, был большим мастером рассказывать анекдоты. Причём, рассказывал он их с серьёзным выражением лица, что только добавляло шарма. Может, я в него пошёл?

Шёл в комнату, попал в другую

 — Кто же вас подтолкнул на артистическую стезю?

— Всё вышло случайно. Чем только я в детстве не увлекался! Во Дворце пионеров на Ленинских горах занимался самбо, фехтованием, боксом, рисованием… Как-то мама предложила: «Иди в авиамодельный кружок». Я пошёл туда записываться и увидел огромную толпу. Почему-то я решил, что все эти ребята пришли в авиакружок. Пристроился в очередь. Глядя на портрет Станиславского, я решил, что это, наверное, портрет какого-то великого авиатора. Меня спросили: «Мальчик, ты какую басню знаешь?» Я в недоумении почитал басню про ворону и лисицу и неожиданно для себя поступил в «Театр юных москвичей» к Валерию Беляковичу, который потом основал «Театр-студию на Юго-Западе».

Фото: Роман Балаев

О чём рассказала Светлана Дружинина

— В кино нередко бывает, когда один эпизод приходится переснимать множество раз и не в самых комфортных условиях. Какой фильм в связи с этим вам вспоминается?

— «Тайны дворцовых переворотов» Светланы Сергеевны Дружининой, в котором я играл генерал-прокурора Ягужинского. Часть съёмок проходила в Петергофе. В одном из эпизодов мой герой, прискакав на коне, с ходу выпивает из штофа водку и спешивается. Так вот этот эпизод пришлось переснимать 27 раз: то я не туда посмотрел, то лошадь не там встала, то меня неправильно принял на руки дежурный офицер, то оператор Мукасей говорил, что надо греть камеру. На улице-то мороз под 40 градусов был. Камеры не выдерживали. А люди выдержали. Возможно, потому, что Светлана Сергеевна задала нам правильный настрой. Когда мы снимали в Москве, она спросила меня, знаю ли я, почему Москву называют белокаменной? Мне было интересно, что скажет Дружинина, и я ответил: «Нет». Она взяла меня под белы рученьки и повела на колокольню Ивана Великого. Я воочию увидел, что Кремль, все часовни изнутри отделаны белым мрамором. Там до сих пор сохранился запах ладана. На полу лежат циновки, чтобы мрамор не стирался. Я раздвинул их и лёг на мраморный пол, чтобы прочувствовать энергетику того времени. Может быть, поэтому мне никакие трудности были нипочём.

Сыграть женщину

— В одном интервью вы называете себя авантюристом. В чём эта ваша авантюрность проявляется?

— Разве не было авантюрой сделать с нуля театр на базе заброшенного, обветшавшего кинотеатра «Родина» в городе Волжский? С таким предложением ко мне обратился мой товарищ Толя Иванов. Он из этого города. Я сказал: «Так ты хочешь увековечить своё присутствие на этой грешной земле? Давай!» Десять лет мы с женой Анной жили на два дома: по десять дней ежемесячно проводили в Волжском. Сейчас театр возглавляет мой ученик, чему я очень рад.

— Знаю, что вам приходилось играть и женщин. Это сложно?

— Это особый шик для мужчины, у которого это получается, и невыносимая каторга для тех актёров, у которых не получается. Но, конечно же, всё равно выходит пародия, гротеск, буффонада. Моей первой женской ролью была няня Василиса в постановке «Урок дочкам» (Сологуб), потом была сваха в «Женитьбе» по Гоголю. А когда я играл мадам генерал-полковника в «Агенте 00» (Генрих Боровик), меня на самом деле приняли за женщину. На мне была шляпка-таблетка с мушками на вуальке. Полный грим с накладными ресницами, румянами, помадой я делал сам.

Мастер кузовного ремонта

— Читала, что вы автомобильный фанат.

— Я за рулём с 1986 года. Это такой кайф — ездить на машине. Первой моей машиной был «Запорожец», потом «Жигули» пятой модели, затем «Мицубиси Лансер» праворукая. Сейчас — «Ниссан Мурано». Кстати, с первой машиной связана пара любопытных историй. Я чуть не утопил свой «Запорожец» в болоте на торфяных участках, где мы строили дачу. Моя 70-летняя бабушка тогда упёрлась ногой и просто не дала сползти машине в кювет. В другой раз я на этом же «Запорожце» перевозил на багажнике стройматериалы. Когда переезжал железнодорожные пути, машину тряхнуло, багажник сложился, и груз, упав на крышу, прогнул её. После разгрузки я в печали сидел в машине и от безысходности слегка надавил изнутри на вогнутую крышу. Она, к моему удивлению, расправилась. То-то у меня радости было!

Фото: Роман Балаев

Читаю Евангелие

— Чем занимается ваша дочь?

— Дочь у меня суперская — красивая, умная, талантливая, с прекрасным знанием французского языка. Зовут Оля, но я называю её Ляля. Когда она родилась, я был на гастролях в Японии. Впервые увидев её на руках тёщи, я сказал: «А это что за Ляля?» Ей тогда было полтора месяца. С тех пор все так и стали её называть. Она работает представителем России в международной организации, которая занимается недвижимостью.

— Ваш брат тоже актёр?

— Нет. Он отлично владеет английским и работает в московском представительстве американской компании «Боинг».

— У вас есть какая-то настольная книга?

— Ежедневно, уже в четвёртый раз, перечитываю «Евангелие». Честно признаюсь, когда читал впервые, мало что понимал. Сейчас — всё больше и больше. Там что ни фраза, то мудрость.

Categories: Интервью
Анна Журавлёва :