Общественные советники Восточного округа расспросили заместителя главы Департамента образования Михаила Тихонова все о правилах работы школ и детских садов столицы.
Детей на второй год не оставляют
— Мой ребёнок-первоклассник часто пропускает школу по болезни и не осваивает программу. Как в этом случае поступать родителям и школе?
— Сегодня детей не оставляют на второй год — это норма закона. Однако в случае возникновения каких-то сложностей с обучением во всех московских школах могут построить индивидуальный образовательный «маршрут» ребёнка, в том числе с учётом особенностей развития. Такая работа ведётся школами по согласованию с родителями. Родители могут также самостоятельно обратиться за психолого-педагогической коррекционной помощью либо к специалистам школы, либо в городской психолого-педагогический центр.
— Какое оптимальное количество дополнительных занятий не навредит ученику начальной школы?
— Можно ли перегрузить ребёнка интересным для него делом? Есть мнение санитарных врачей, которые говорят, что час дополнительных занятий в день вполне по силам ребёнку даже в начальной школе. Вопрос в другом: чем занимается ребёнок, какая образовательная программа избрана и каков уровень качества при реализации этой программы.
Хотим перейти в другую школу
— Мы с ребёнком прописаны в одном районе, а живём в другом. Можем ли мы попасть в школу по месту фактического проживания?
— Правила таковы, что за каждой школой закреплён микрорайон. В первую очередь классы комплектуются из числа жителей микрорайона. Однако пожелания родителей тоже учитываются, и ближе к лету можно попасть в выбранную вами школу.
— Как перевести ребёнка из одной образовательной организации в другую?
— На портале госуслуг нужно разместить заявление и переговорить с руководителями обеих образовательных организаций. Если речь идёт о школе, при наличии согласия сторон ребёнок будет переведён. Такие технологические возможности есть.
Шестидневка и плавающее начало уроков
— Кто должен устанавливать режим работы школы: пяти— или шести— дневная неделя, продолжительность урока?
— Сколько дней в неделю дети учатся, решает управляющий совет школы. Два года назад школы избрали пятидневный вариант с развивающими занятиями в субботу или воскресенье — в зависимости от того, как школой строится образовательная программа. А вот продолжительность урока определяется санитарными нормами и правилами.
— Собираются ли в Москве ввести плавающее время начала первого урока?
— С тех пор как школы стали самостоятельными с точки зрения использования ресурсов, утверждения образовательной программы, системы оплаты труда и так далее, образовательная организация вправе определять и время начала уроков. Если значительной части родителей удобнее изменить начало учебного дня в школе, управляющий совет школы, куда входят представители администрации, педагогического коллектива, родители и сами учащиеся, уполномочен рассматривать и решать этот вопрос. У Департамента образования нет в планах вносить сюда какие-то изменения.
Ни копейки мимо
— У кого в школе можно узнать, как рассчитывается плата за продлёнку?
— Это можно узнать у директора, у управляющего совета школы, а также воспользоваться доступными электронными ресурсами Департамента образования г. Москвы, чтобы посмотреть утверждённый по данной школе уровень.
— Каким образом устанавливается размер родительской платы в детском саду?
— Уровень оплаты определяет управляющий совет детской образовательной организации, а департамент рассматривает его как неформальную оценку родителями качества работы данного детского сада. Ни одна копейка родительской платы из образовательной организации на иные цели уходить не должна.