X

Завещание архитектора Петрова: кто переплёл судьбы двух зданий в посёлке Восточный?

Вплоть до начала 90-х в клубе кипела жизнь. Фото: ВО

Два непохожих друг на друга строения оказались связаны общей историей

Есть на Щёлковском шоссе за МКАДом остановка автобусов «Храм». Это исторический центр нынешнего района Восточный. Сразу за оградой прохожих встречает здание в стиле сталинский ампир — это клуб «Восточный». А чуть подальше — красивая церковь красного кирпича. Два непохожих друг на друга здания оказались связаны общей историей.

Храм стал клубом

В деревне Щитниково Московского уезда (ныне район Восточный) первая деревянная церковь появилась в 1702 году — в честь великомученика Димитрия Солунского. Почти через два века, в 1878 году местный церковный староста, купец 1-й гильдии Михаил Бородин построил на её месте новый каменный храм. А проект его создал московский архитектор Павел Петров.

В 1937-м году под предлогом «неуплаты налогов» власти храм закрыли. А после войны решено было судьбу церкви кардинально изменить. Только что образованному посёлку Восточный нужен был Дом культуры.

Бывшему храму надстроили второй этаж, главный вход выполнили в духе сталинского классицизма с колонными портиками-лоджиями, а само здание расширили — клуб стал более вместительным. Вплоть до начала 90-х в клубе кипела жизнь — выступали известные артисты, был собственный театр (он и сейчас есть), кино, концерты. Все праздники жители отмечали в клубе.

— Клуб был центром культурной жизни, мы с женой ходили сюда в кино и на танцы, — вспоминает глава МО Восточный Николай Огурцов.

Второе рождение

В начале 90-х годов жители посёлка попросили главу поселения Бориса Ивановича Боброва построить новый храм взамен отданного некогда на нужды культуры. Проект нового храма выполнил Олег Журин, но взял за основу чертежи того самого архитектора Павла Петрова. Храм построили в 1996-м и, как и три века назад, освятили в память Димитрия Солунского. Так в районе появилось два центра общественной жизни — духовный и культурно-развлекательный.

— Бывало, идёт служба в храме, а рядом в клубе грохочет дискотека. Мы боялись, что пьяные зайдут в церковь, — вспоминает отец Максим.

Отец Максим — сын первого главы управы посёлка Бориса Боброва. Борис Иванович оказался глубоко верующим человеком и от души помогал возрождать храм. Ходили даже разговоры, что если бы не госдолжность, то Борис Иванович запросто мог бы стать священником родного храма.

Его сын окончил педагогический университет, работал учителем технологии в своей же школе, а затем поступил в семинарию. Отслужив 4 года в Когалыме, отец Максим прослужил больше года в храме мученика Ермогена в Гольяново, и только год назад вернулся в родные пенаты. Вернулся как раз к 20-летнему юбилею храма.

К празднику храм отремонтировали, а за его оградой глава муниципального округа и депутаты добились восстановления Еловой Аллеи памяти. Когда-то здесь росли ёлки, но их поел короед.

Жизнь кипит

Сейчас храм живёт активной жизнью, поток людей не прекращается. Приезжают даже из Балашихи и Гольянова.

В храме находится единственный в России придел первого митрополита Киевского святителя Михаила. Он — небесный покровитель купца Михаила Бородина. Церковь наполнена старинными и современными иконами в необычных окладах. Часть обрамления сделали жители села Щитникова. Есть вышитая бисером, золотыми нитками икона Плащаницы — подарок прихожанки. При храме действует воскресная школа, ведётся социальная работа.

— Проводим беседы с пожилыми в библиотеке, организовываем сбор и раздачу вещей, поздравляем ветеранов, консультируем жителей по обрядам, праздникам, — говорит отец Максим.

Храм дружит с казаками, военнослужащими местных частей. А клуб «Восток» тоже жив. Нет, правда, у него былой популярности. Впрочем, популярность — штука переменчивая: сегодня нет, завтра есть.

Анна Журавлёва :