Что делать с зависимостью от телевизора, компьютеров и гаджетов?
Что именно происходит с нами, когда мы сидим перед телевизором, включаем компьютер или достаем айфон? Об этом корреспонденту «ВО» рассказала ведущий научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская, автор книг для родителей «Как спокойно говорить с ребенком, чтобы он потом вам дал спокойно жить», «Думай как ребенок. Поступай как взрослый», и других.
Эффект куриного гипноза
Малыш перед экраном — это очень удобно для родителей, бабушек и нянь: не мешает, не пристает — и при этом в безопасности – не бегает, не упадет. Но когда маленький ребенок — до 6-7 лет — следит неотрывно за движением на экране, он впадает в прострацию. Это называется куриный гипноз: если перед курицей маятник раскачивать маятник, она оцепеневает. А взрослые умиляются: как внимательно он смотрит!
Телепищевая зависимость
С загипнотизированным ребенком легко. Он не капризничает, не требует внимания. Даже тех, кто плохо ест, можно накормить: он машинально открывает рот, ему впихивают кашу. Но при этом формируется телепищевая зависимость. Позже, когда такой детсадовец, школьник, студент будет видеть светящийся экран, у него будет начинаться слюноотделение и выработка желудочного сока. Проведены исследования, у людей, которые начали смотреть ТВ до 6 лет, к юности процент ожирения доходит до 20% — это очень много.
Сказка о потерянном времени
Телевизор, компьютер, планшеты снижают способность человека контролировать время. У взрослых есть ограничения — работа, обязанности перед другими, домашние дела. А в 17-19 лет можно сутками сидеть у экрана и не понимать, что время утекает. При этом истощается нервная система, все ресурсы оставлены там, в компьютере.
Парапсихологическая связь
У взрослых возникает иная зависимость: женщины и пожилые люди, которые смотрят сериалы и ток-шоу, говорят о персонажах, героях и ведущих: «Они мне как родственники, ближе, чем родные». Это значит, что вы живете чужой жизнью, чужими эмоциями, а своя вам не интересна и проходит мимо. Немецкие психологи назвали это парапсихологической связью. Она бесплодна. ТВ – очень холодное в эмоциональном плане пространство, оно не дает никакой обратной эмоции – не реагирует на нас. Это репрессирует личность, наше «я» никак не реализуется, не развивается.
Зеппинг и грейзинг
Одна из форм телезависимости, когда человек сидит или лежит перед телевизором с пультом в руках и переключает кнопки, получила название зеппинг – от английского zapping – царапать и в то же время выжигать (затирать) . Разновидность зеппинга – грейзинг – от grazing – пастись – переключение двух-трех одних и тех же кнопок, по постоянным каналам. С одной стороны, это постоянная потребность в новой информации — поэтому мужчины большие зепперы, чем женщины. С другой – нежелание или уже невозможность удержать внимание на чем-то одном.
До двух лет – никаких экранов
Американская ассоциация педиатров категорически запретила любые экранные технологии всем детям до 2 лет. Ребенок первых 24 месяцев жизни должен познавать мир всеми сенсорными системами – на ощупь, на слух, на вкус, на запах. Экран оставляет только зрительную, а все остальные — подавляет.
С 3 до 5 лет совершенно достаточно 30 минут мультфильмов или компьютерных игр в день. Это возраст, когда нужно развивать воображение. Чем меньше при этом готовых зрительных образов, тем лучше, дефицит впечатлений в данном случае – лучший стимул.
Апельсин по долькам
Как объяснить ребенку, что компьютер надо дозировать? Я предлагаю такую игру: « Вот смотри: у обезьянки есть апельсин, в нем 9 долек. Каждый день она съедает по одной дольке, а в выходные – по две. Если она съест весь апельсин целиком сразу, у нее заболит животик, начнется аллергия — она не сможет бегать и прыгать».
При этом взрослые тоже должны демонстрировать свою независимость от экрана. Вот папа встает из-за компьютера и говорит: «Все, мое время истекло, идем гулять!» Компьютерные игры надо заменить реальными – ролевыми, пусть это будет тот же Гарри Поттер, но вживую.