В 30-60 годы пластинки с её записями выходили огромными тиражами, а во время выступлений перед залами дежурила конная милиция. О Раисе Жемчужной читателям «ВО» рассказал внук певицы, заслуженный артист России, руководитель театра песни и танца «Цыганская жемчужина» Михаил Жемчужный.
Взрывная смесь
Михаил Жемчужный — представитель третьего поколения цыганской династии, родоначальницей которой была Раиса Юсуповна Жемчужная.
— При этом сама она цыганка только наполовину. Родилась в Симферополе, в семье крымчаков, родители назвали её Рива, но в паспорте было Раиса. Их корни восходят к караимам, в роду были и турки, и крымские татары, и горцы — в общем — взрывная смесь.
Сопрано с южным оттенком
Крымская красавица окончила Симферопольское хореографическое училище как артистка балета. А в 1937 году, когда ей было двадцать лет, на одном из концертов познакомилась с Мишей Зубковым, солистом гастролировавшего в Симферополе цыганского ансамбля из Москвы. Ему было 13 лет, но цыгане взрослеют рано.
— Дедушкины родители, русские цыгане, вышли из табора и осели в Воронежской области. В 11 лет дед стал артистом цыганского ансамбля. В общем, бабушка в него влюбилась, и он её украл. Так они оказались в Воронеже, в доме матери Михаила.
После замужества Раиса перестала танцевать в балете, начала выступать с песнями и романсами. У неё был фантастический голос — сопрано с нежным, каким-то южным оттенком.
Фото: Александр КочубейЖили на 2-й Владимирской
Перед войной Зубковы продали дом в Воронеже и переехали в Перово, тогда это был пригород Москвы. Позже улица, где стоял их деревянный дом, стала 2-й Владимирской.
— Бабушка поступила в Московскую консерваторию, её педагогом стала Ирма Яунзем. Начались выступления на эстраде. Раиса пела песни советских композиторов, песни о Сталине, романсы, цыганские песни, но не таборный репертуар, а «Очи чёрные», «Мой костёр». Дед, помимо того, что танцевал, аккомпанировал ей на гитаре, а также выступал как продюсер.
«Какой ты Зубков? Ты — Жемчужный»
На одном из правительственных концертов с участием цыганского ансамбля, где танцевали и пели Раиса и Михаил, присутствовал Сталин. После концерта он обратился к молодому танцору, который только что почти летал на сцене: «Тебя как зовут?» Дед отвечает: «Миша Зубков». Сталин говорит: «Ну, какой ты Зубков? Ты — Жемчужный!»
На следующий день это слово появилось на афишах, а через некоторое время — и в документах.
— Но на всякий случай оставили в документах и фамилию Зубков, — говорит внук. — Теперь мы все — четыре поколения, Зубковы-Жемчужные.
Увлекала, но не увлекалась
— Один раз, когда я был маленьким, бабушку пригласили на дачу Брежнева. Пришла машина, мы приехали, там гости, Галя, его дочка. И вдруг он говорит: «Раиса Юсуповна, вы очень сексуальная женщина!»
Эта способность восхищать и вызывать поклонение — от врождённого артистизма, бабушка увлекала, но не увлекалась.
Сбежала с молодым офицером
В середине 70-х, когда Раисе Юсуповне было уже около 60, по Москве прошёл слух: «Жемчужная сбежала с молодым офицером». Передавали друг другу и подробности: гастроли в Крыму, он на 17 лет младше, испепеляющая страсть, муж ворвался в купе, чуть не убил, через знакомых в Минобороне добился, чтобы любовника жены услали в дальний гарнизон.
— Это всё дед сам придумал, для прикола, — смеётся Михаил Жемчужный-младший. — Как импресарио он понимал, что нужно чем-то привлечь внимание к певице, всколыхнуть интерес. Никакой страсти не было. Она жила спокойной жизнью: выступала в Москве, пела в концертных залах и ресторанах, варила борщ, водила меня учиться играть на баяне.