X

Жили-были: кремлевские звёзды и «Рабочего и колхозницу» варили в Перове

Так выгляде завод в 30-е годы. Фото: pastvu.com

Чем занимался завод особого назначения в Восточном округе в конце 30-х годов?

 Рубиновые звёзды зажглись на башнях Кремля 80 лет назад — 2 ноября 1937 года. Сварка звёздных каркасов была доверена специалистам завода «Стальмост» на Перовском шоссе. Чуть раньше, зимой и весной того же года, сварщики завода изготавливали каркас скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Историю создания этих объектов помогли восстановить заместитель директора завода «Станкоагрегат» — нынешнее название предприятия — Владимир Исайкин и архитектор Юрий Аввакумов.

Каркас для звезды

Заказ на изготовление каркасов для кремлевских звёзд завод «Стальмост» получил в мае 1937 года. В преддверии празднования 20-летия Советской власти Совнарком принял решение снять с Кремля старые звёзды – из позолоченной нержавейки с уральскими самоцветами — и заменить их новыми – из рубинового стекла с мощными светильниками внутри.

— Основа звезды – сварная конструкция в виде пирамиды, её делали из сверхпрочных сортов стали, — говорит Владимир Исайкин, в середине 30-х на «Стальмосте» работал его дед Алексей Фомич Глебов.

У подножия башни во внешние секции каркаса вставляли рубиновые стёкла, во внутренние – стёкла молочного цвета, монтировали светильники — и поднимали готовую звезду на башню.

С земли это незаметно, но кремлевские звёзды крутятся на мощных подшипниках, как флюгера. Они поворачиваются торцовой, узкой стороной к ветру, иначе бы их снесло.

 «Передайте заднюю женскую ногу!»

В таком же режиме трудился завод, когда спешно доделывали скульптуру «Рабочий и колхозница» — на «Стальмосте» сваривали части каркаса и делали облицовку статуи.

— Изготовление скульптуры шло в большой спешке, — рассказал архитектор, историк градостроения, Юрий Аввакумов. — Проект подписали 11 ноября 1936 года, а 25 мая 1937-го скульптура весом 75 тонн уже высилась на советском павильоне на берегу Сены.

Скульптор Вера Мухина практически переселилась на завод. Когда рабочие, сваривавшие обшивку, уходили поспать, заменяла их на сварочной машине. Мухина вместе с рабочими залезала внутрь каждого фрагмента, корректировала форму. То и дело слышалось: «Дайте мне женскую заднюю ногу», «Пойдём в мужской таз».

Древняя Греция помогла

Сделать фигуру, которая будет установлена на павильоне СССР, парной предложил архитектор Борис Иофан. Идея была навеяна древнегреческой статуей «Тираноборцы», дошедшей до нас в римской копии: жители Афин Гармодий и Аристогитон стоят плечом к плечу, сделав выпад вперед, у одного поднята правая рука, у другого левая, в кулаке зажата рукоятка меча.

Он был ню, а она топлесс

Рабочий и колхозница были задуманы Мухиной обнажёнными. В первых эскизах 1936 года женская фигура выполнена топлесс, мужская вообще без одежды, живот и бедра задрапированы тканью.

Но в день приёмки люди из правительственной комиссии неофициально намекнули Вере Игнатьевне, что её проект победит, если фигуры будут одетыми. Она надела на мужчину комбинезон с широкими бретелями, однако оставила его без рубашки, а широкую, развевающуюся по ветру юбку девушки дополнила облегающим топом на узеньких бретельках. Тонкая «ткань» не скрывала выразительные формы, а, наоборот, подчеркивала их, однако формально требования комиссии были соблюдены.

Троцкий в юбке

На изготовление «Рабочего и колхозницы» отвели мизерные сроки. Желая подстелить соломки на случай срыва госзадания, директор завода «Стальмост» сигнализировал в органы, что Мухина нарочно тормозит работу, требуя бесконечных поправок и переделок, кроме того, если посмотреть на юбку колхозницы под определенным ракурсом, можно увидеть профиль Троцкого. С доносом ознакомились, но тогда хода делу не дали: иначе кто бы стал заканчивать статую. Запущенный механизм сработал через полгода, когда после окончания выставки скульптура вернулась в Москву. Был арестован комиссар парижского павильона Иван Межлаук и несколько инженеров ЦНИИмаш. В апреле 1938 года их расстреляли.

Tags: Перово
Анна Журавлёва :