Житель Халтуринской улицы Андрей Черкашин в юности и не подозревал, что всю жизнь посвятит Александру Сергеевичу Пушкину. Пушкиноведом стала и его дочь Лариса Андреевна. А началось всё в годы Великой Отечественной войны.
Хобби военного
Перед войной Андрей Черкашин был рабочим в железнодорожном депо в Иркутске. В 1939 году его призвали в армию.
— В декабре 1941-го он воевал под Калугой, — рассказывает Лариса Андреевна. — Увидел какое-то здание, спросил местного жителя, что это. Ему ответили, что это Полотняный завод, имение Гончаровых, что здесь выросла Наталья Николаевна, бывал Пушкин. И, по словам отца, ему стало так стыдно, что он воюет за свою страну, но даже не знает её историю! И он дал зарок, что, если выживёт на фронте, то свою жизнь посвятит Пушкину.
Он выжил, и про обещание не забыл.
Родственник Лермонтова и Толстого
— Он начал читать биографию Пушкина и понял, что в ней много белых пятен, — говорит Лариса Андреевна. — Стал уточнять, ходить в библиотеки, ездить в архивы. Решил составить родословное древо Пушкина. Оказалось, что до него этого никто не делал. Да и вообще тогда, в 1950-е годы, это было непопулярно и не приветствовалось.
Дома поначалу посмеивались над хобби главы семьи. Но со временем оно принимало всё более серьёзный вид. К 1990-м годам на листах ватмана были имена около 3 тысяч человек — начиная со времён Рюрика и до наших дней. Выяснилось много неожиданного.
— Например, отец установил, что и у Пушкина, и у Натальи Николаевны в роду был Александр Невский. Что поэт — родственник Юрия Долгорукого, Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова. У Александра Сергеевича в роду двенадцать святых, по материнской линии, — рассказывает Лариса Андреевна. — Оказалось, что матери Пушкина и Льва Толстого — четвероюродные сестры. Что у Пушкина были общие предки с Лермонтовым. Есть родство с Гоголем. Отец говорил, что родословная Пушкина — это фактически родословная России.
Правнук Александра Сергеевича
Андрей Андреевич познакомился и подружился с одним из правнуков поэта — Григорием Григорьевичем. Тот тоже был фронтовиком, вместе с Черкашиным они позже выступали, рассказывая о Пушкине.
— Григорий Григорьевич был удивительно похож на Александра Сергеевича, — говорит Лариса Андреевна. — Кстати, его младенцем ещё успел подержать на руках сын Пушкина. Так что не так уж далеко всё это от нас.
Реабилитировала Гончарову
В 1980-х научные изыскания Черкашина высоко оценили литературоведы, ему присвоили звание заслуженного работника культуры. В 2000-м году Международный центр исследования малых планет в Кембридже утвердил для одной из планет, вращающейся между орбитами Марса и Юпитера, название — Черкашин. Однажды родные Черкашина при поддержке местной общественности даже обращались с предложением переименовать Халтуринскую улицу в улицу Черкашина. Но идея заглохла.
Пушкиноведом со временем стала и дочь Черкашина.
— У меня было образование в совсем другой сфере, — говорит она. — Но отец попросил, чтобы ему кто-то помогал. Мне не хотелось — казалось, что о Пушкине известно уже всё.
Оказалось — не всё. Ларисе Андреевне, к примеру, удалось открыть многое в биографии супруги поэта. Она нашла в архивах единственное её стихотворение. В Петербурге обнаружила её переписку с Плетнёвым и опубликовала её письма. Многое сделала для «реабилитации» Натальи Гончаровой, которую до сих пор многие считают недостойной поэта.
Андрей Черкашин умер в начале 1990-х. Но Пушкин не «отпускает» его семью до сих пор.
— Мои внуки росли со мной и постоянно слышали про Пушкина, — говорит Лариса Андреевна. — Первые слова у них: «мама», «папа», «Пушкин». И на многих их детских рисунках есть Пушкин. Для них он уже как член семьи.