В Гольянове жил удивительный художник, прошедший две мировые войны.«Восточный округ» делится с читателями историей его незаурядной жизни.
Его оружием была кисть
По жизни Николая Тихонова можно изучать историю страны. В начале пути — офицер царской армии, после революции — художник, который трудится над созданием агитационных поездов, во время Великой Отечественной войны — защитник столицы, который спасал ее от авианалётов при помощи… кисточки.
Он прожил длинную жизнь, последние годы которой провёл в уютной квартире на Байкальской улице.
Ученый рисовальщик
Родился Николай Георгиевич в 1892 году в поселке Вербилки Московской области в семье потомственных живописцев. Дар к рисованию обнаружил у себя ещё его дед Тихон Манков. Его, обычного крепостного, взяли работать на знаменитый фарфоровый завод Гарднера.
Внук его, Николай Тихонов, в 14 лет поступил в Императорское Строгановское Центральное художественное училище. Окончил его в 1916 году с золотой медалью. Ему были присвоены звания «Художник прикладного искусства» и «Учёный рисовальщик».
На фронт — с красками
Уже на последнем курсе Николай Тихонов начал преподавать в Строгановке. Директор училища ходатайствовал о предоставлении Николаю отсрочки от воинской службы, но отсрочку не дали — шла Первая мировая.
После обучения в Александровском военном пехотном училище в звании прапорщика Николай Тихонов отправляется на Юго-Западный фронт. В чемодан он положил краски и в свободное от войны время писал акварельные этюды.
Время было неспокойное, некоторых офицеров на штыках поднимали свои же солдаты.
— А его подчинённые любили, — рассказывает внук нашего героя Николай Обухов. — Солдаты говорили «Егорыч, не бойся, тебя не тронем!».
Незаменимый специалист
После войны живописца привлекли работать по специальности: в составе бригады «Изо-Агит» он расписал 8 агитационных поездов («Красный казак», «Советский Кавказ») и 1 пароход. Чтобы обезопасить специалиста от «зачисток» (бывший царский офицер всё время ходил в неблагонадёжных), ему выдавали справки. В 1919 году Вербилковская ячейка РКП /б/ рекомендовала «т. Тихонова Николай Георгиевича как честного и активного работника, стоящего на платформе Советской Власти».
Москву не брошу
В 1925 году он привёз с Парижской международной выставки золотую и бронзовую медали. В этом же году принимал участие в росписи помещений Брянского (ныне Киевского) вокзала, расписывал павильоны ВСХВ (ныне ВДНХ). И всё это время преподавал в Московском промышленном художественном техникуме им. М.И. Калинина (подразделение его родной Строгановки).
С началом Великой Отечественной войны кисточка стала его единственным оружием. Николай Тихонов участвовал в маскировочных работах в районе Речного вокзала, где создавалась имитация крупной промышленной зоны. Тихонов неоднократно обращался с заявлением направить его в действующую армию. Ему отказывали. Наоборот, настаивали на эвакуации в тыл.
— Дед не хотел уезжать. Но его уговорили, собрали, привезли на вокзал…а там давка, крики, драки. Дед посмотрел на этот кавардак: «Да чтобы я туда лез? Москва выстоит. Никому мы ничего не отдадим!».
Так семья не эвакуировалась из столицы.
Так семья не эвакуировалась из столицы.
А с 1942 года он направляется в Кострому на должность старшего преподавателя военной топографии в учебный батальон. За год до победы, в возрасте 52 лет, он демобилизовался из Красной армии.
Не воевал?
После войны Николай Тихонов вернулся к своему призванию: писал картины, участвовал в выставках, преподавал. Дома у Николая Обухова хранятся сервизы, сделанные по эскизам дедушки.
Рядом лежит его военный билет офицера запаса. В разделе «Участие в ВОВ с Германией и в войне с Японией» записано…«Не принимал».
— Это было вполне в духе времени, — говорит Николай Обухов. Но эта несправедливость его огорчает. — Хоть и в тылу, но он обучил не один десяток профессионалов и помогал в общем деле защиты Родины от врага.
— Это было вполне в духе времени, — говорит Николай Обухов. Но эта несправедливость его огорчает. — Хоть и в тылу, но он обучил не один десяток профессионалов и помогал в общем деле защиты Родины от врага.
Сейчас Николай Обухов пишет книгу о своем незаурядном дедушке.