X

Знаменитый Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод подготовился к 110-летию

В этом году знаменитый «СВАРЗ» — Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод ГУП «МОСГОРТРАНС» отметит 110-летие. Предприятие на ул. Матросская Тишина, 15/17, где делали и ремонтировали трамваи и троллейбусы, уже в самом начале Великой Отечественной освоило выпуск сразу нескольких видов военной продукции. «Восточныйокруг» расскажет о том, как это было. 

Вместо трамваев — снаряды для «Катюш» 
В первые дни войны завод получил задание — срочно обеспечить выпуск камер реактивных снарядов (частей корпуса, где располагался пороховой заряд). Как вспоминал бывший главный технолог Г. Мастерков, сварзовцы выдали первые образцы уже через несколько суток и потом постоянно увеличивали выпуск, рискуя здоровьем: самой острой — в буквальном смысле — проблемой стала стальная стружка, которая резала рабочим руки, ноги и лица. Для защиты от травм придумали специальные крючки, раздали людям брезентовые рукавицы и наколенники. 
Осталась другая проблема — куда девать стружку, которой с одной заготовки получалось 24 килограмма! Очень скоро ей завалило всю территория завода, и тогда стружку стали плавить на кострах. 
16 октября 1941 года, когда в городе началась паника, производство приостановили, а секретные чертежи реактивных камер сожгли. Пару дней спустя — приказ: «Немедленно начать производство реактивных снарядов!» Тогда главный технолог по памяти восстановил чертежи и за своей подписью выдал в цех. По тем временам такой поступок мог стоить ему головы. К счастью, чертежи оказались без ошибок, а через несколько дней на завод прислали необходимые дубликаты. 
Брак зарыли в землю 
— Однажды, уже в мирное время, при земляных работах здесь обнаружили заготовки для снарядов от трехдюймовой пушки, — рассказывает ветеран завода, заместитель главного конструктора Александр Воронцов. — Оказалось, что это брак, который было уже не исправить, и кто-то в обстановке военного времени, видимо, приказал зарыть в землю. 
76-миллиметровые снаряды на СВАРЗе делали с первых дней войны. Литые заготовки поступали с другого завода, а местные умельцы придумали, как исправлять брак, прилаживая к болванкам стальные пластины. Но получалось это не всегда. Часть найденных после войны болванок установили на мемориальном комплексе на территории завода. 
В декабре 41-го мастера СВАРЗА совершили ещё один трудовой подвиг — на огромных станках, где ремонтировали детали трамваев, стали делать миниатюрные детали для затворов автоматов ППШ — эта работа требовала ювелирной точности.
В 1942 году в числе первых заводов столицы СВАРЗ был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Позже заводчане получили благодарность Сталина — за то, что собрали 300 тысяч рублей на танковую колонну «Москва». 

Краснодеревщик стал пулемётчиком 
Почти половина коллектива ушла на фронт. Не вернулись 54 сотрудника. Их имена — на памятнике, установленном в заводском дворе. 
— С отцом мы последний раз виделись на формировочном пункте в Измайловском парке, — вспоминает Давид Штейн, у которого родители всю трудовую жизнь посвятили заводу (отец, Исаак Штейн, был столяром-краснодеревщиком). — Вышел он к нам с мамой на минутку из строя. На нём была скатка, а на плече ручной пулемёт. Потом мама целые дни пропадала на заводе. Окна заводского корпуса, расположенного вдоль Бабаевской улицы, выходили в сад нашего дома. Там стояли ряды токарных станков, и день и ночь старики, женщины и подростки точили корпуса мин. Мы, дети заводчан, любили смотреть в окна этого цеха по вечерам, когда было лучше видно, как крутились приводные ремни и как старик-шорник возился с оборванным ремнём у какого-нибудь станка. 
Categories: Общество
annasyrtseva :