X

Знай наших: Знаменитый путешественник из ВАО проехал всю Россию на УАЗе

Виктор Свержевский из Соколиной горы рассказал «ВО» об автомобильном туризме

Виктор Свержевский — учитель истории в школе №446 в районе Соколиная гора. А хобби у него довольно необычное: автомобильные путешествия. Два года назад они вместе со специалистом Российской молодёжной библиотеки на Большой Черкизовской создали клуб автопутешественников. И недавно на встрече в библиотеке с жителями он рассказал о своих приключениях.

Джип не обязателен

— Автомобильное путешествие — не обязательно экстрим, как думают многие. Всё зависит от целей, которые вы ставите перед собой, — рассказывает Свержевский. — Можно проложить маршрут по хорошим дорогам, так, чтобы с комфортом ехать на обычной машине, а остановки планировать в гостиницах. Но в любом случае машина — это свобода, это возможность увидеть то, что хочется, а не то, что тебе покажут. Пример: все туристы на Байкале едут на Ольхон — мол, главная достопримечательность. А мы отправились в район Северобайкальска, одну из «столиц» БАМа. Туристов туда не возят, потому что федеральную (одно название) трассу ремонтировали последний раз ещё во времена СССР, причём явно не в последний год существования страны. Вот туда иначе какна внедорожнике не доберёшься.

Виктор Свержевский/из личного архива

УАЗ выбрал сознательно

Сам Виктор Свержевский путешествует на «УАЗе Патриот». Проехал на нём четверть миллиона километров без серьёзных поломок — всю страну, от Карелии до Байкала.

— О джипе впервые задумался в 2010 году, — рассказывает он, — когда понял, что попасть на обычной машине — у меня был импортный минивэн — туда, куда мне интересно, не получается. Нашу машину брал сознательно: в случае чего, думаю, сам смогу починить, автодело ещё в школе изучил и потом в ДОСААФ. Да и для нашей глубинки лучше: запчасти на УАЗ везде можно найти, и многие вазовские к нему подходят.

Практика показала, что выбор правильный: во всех путешествиях он постоянно кого-то вытягивал из грязи.

Медведя видел издалека

В Арктике члены клуба автопутешественников видели памятный крест, установленный на месте гибели Питера Тиссема, участника экспедиции Амундсена. Амундсен отправил его с письмами на берег, и Тиссем замёрз, пройдя на лыжах около 800 км и не дойдя до русской фактории полтора километра. Сейчас это зимовье разорено.

А ещё путешественники в Арктике видели белого медведя. Правда, издалека.

Как-то раз они в один посёлок въехали — навстречу участковый. Вместо «здрассьте — до свиданья» сразу в лоб: «Ружьё есть?» Да, говорят, а что? Он отвечает: «Тут рядом медведь бродит». Они говорят: «Так их же вроде стрелять нельзя?» А он в ответ: «Ты хочешь лежать или сидеть?»

Там же узнали про «дикие зимники» — это трассы в снегу, которые дальнобойщики, геологи стихийно набивают по арктическим пустыням. Они, конечно, не сахар, но хоть какое-то представление о направлениях дают. А порой бывало и так: есть белое безмолвие, есть азимут, есть штурман, который залезает на крышу машины и ведёт ледовую разведку, определяя, куда и как ехать через торосы.

Зато на Севере зимой не стоит вопрос стирки. Если надо, к примеру, постирать штаны, то их просто вывешивают на борт автомобиля. Мороз минус 35 вымораживает из них всё, потом сухой снег легко стряхивается щёткой. Остаётся «зимняя свежесть»…

Анна Журавлёва :