На выставке «Дачные Сокольники» рассказывают о знаменитых дачниках и их домах
В этом году исполняется 90 лет со дня первой публикации «Двенадцати стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. С января по июль 1928 года роман печатался в журнале «Тридцать дней». Прототип одного из главных героев — Ипполита Матвеевича (Кисы) Воробьянинова — золотопромышленник-миллионер Николай Дмитриевич Стахеев — в 1900-10-х годах жил на даче в Сокольниках.
Грот и фонтан
За решёткой военного госпиталя на Большой Оленьей улице сквозь густую зелень видна арка из серых камней и чаша старого фонтана. Это и есть остатки дачной усадьбы миллионера Николая Дмитриевича Стахеева.
— Он был владельцем более десяти доходных домов в Москве, знаток живописи и племянник по матери пейзажиста Шишкина, — говорит Наталья Макарова, сотрудник музея парка «Сокольники». — Стахеев был отчаянный игрок — в казино Монте-Карло он оставил 15 миллионов рублей золотом. Но и это не всё: одна из историй, случившихся с ним, по легенде, легла в основу сюжета «Двенадцати стульев».
Договорился с ВЧК
В 1913 году, отправляясь за границу, Стахеев решил оставить часть своих ценностей дома, в тайниках особняка на Новой Басманной. Сегодня это дом №14, Центральный дом детей железнодорожников. Вернулся в Россию Стахеев только после революции, когда особняк был национализирован — в нём разместился Наркомат путей сообщения. По преданию, Дмитрий Николаевич сумел в него войти, открыть часть тайников и вынуть спрятанное. Однако на обратном пути его задержали. Говорят, что его допрашивал сам Дзержинский. Но они договорились: Стахеев отдает Советской власти ценности, а взамен получает свободу.
— Позже часть денег Стахеева пошла на строительство ЦДКЖ — Центрального дома культуры железнодорожников на Комсомольской площади, он открылся в 1927 году и сначала носил название Клуб Октябрьской революции Казанской железной дороги, — напоминает Наталья Макарова. — В романе Ипполит Матвеевич оканчивает поиски стульев именно в этом учреждении — «у третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба».
Роман втроём
Ход строительства нового железнодорожного клуба — как и всё, что связано с железной дорогой — тщательно отслеживала газета «Гудок», где с середины 20-х годов работали приехавшие из Одессы Илья Ильф и братья Катаевы — Валентин, уже известный литератор, и его младший брат Евгений, писавший под псевдонимом Петров.
В повести «Алмазный мой венец» Валентин Катаев подробно рассказывает, как предложил брату Евгению и другу Илье написать историю «о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура».
Каменная оранжерея и птичник во дворе
Автор проекта дачи Стахеева в Сокольниках — Михаил Федорович Бугровский. Он же строил и особняк на Новой Басманной, и здание будущего «Библиоглобуса» на Мясницкой. Стахееву в Сокольниках принадлежали два участка. Один — на углу Большой Оленьей и Большой Ширяевской, другой — на пересечении Большой Оленьей и Малого Оленьего переулка. Главный дом был деревянным, с террасами и пристройками. Крытая галерея соединяла его с кухней. Во дворе были ещё несколько зданий, включая баню, птичник и каменную оранжерею.
Кино в красном уголке
— В советское время большая часть этих построек была приспособлена под жильё, остальные — под хозяйственные нужды, — Наталья Макарова. — В конце 80-х годов прошлого века они погибли от пожара.
По воспоминания старожилов, в 70-годы на первом этаже основного дачного дома размещался ЖЭК-2 Сокольнического района, на втором этаже жили рабочие завода «Красный богатырь» и других предприятий. В красном уголке ЖЭКа по выходным показывали кино, смотреть которое собирались все Сокольники.